Бегство Святого Семейства в Египет
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, (Мф.2:13-14).
БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ
СТИХИ "БЕГСТВО В ЕГИПЕТ"
БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЖИВОПИСИ
 

Бегство в Египет
(Мф.2:13-16)
«Троицкий листок», 1883

Ст.13-14. Когда волхвы поклонились Господу Иисусу и удалились из Вифлеема, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет.

Тяжело было старцу предпринимать этот далекий путь; но он должен был повиноваться повелению Божию. Древнее предание сохранило трогательные подробности этого путешествия Святого Семейства. Передадим кратко некоторые из них.

Не надеясь на свои слабые силы, Иосиф взял с собою своего сына, святого Иакова, который впоследствии был поименован братом Божиим. Через несколько дней святые путешественники очутились в тех самых безводных пустынях, по которым шел из Египта народ израильский. Страшные трудности и невзгоды встретили их здесь.

Дорога шла все местами песчаными и нередко совсем исчезала среди песчаных холмов; в пустыне негде было достать необходимого для пропитания, а потому все надобно было взять с собою в потребном количестве, а у них был только один осел, который необходим был и для юной Матери с Божественным Младенцем.

Днем подвергались они нестерпимому жару, ночью принуждены были защищать себя от холода, а как защититься от всего этого там, где местом отдыха как днем, так и ночью мог служить только песок, по которому они шли, а кровом - один свод небесный.

Повествуют, что в одном месте, среди пустыни, напали на них разбойники и хотели отнять у них осла. Но один из разбойников до того был пленен красотою Божественного Младенца, что не позволил своим товарищам обижать святых путников: «Если бы, - говорил он, - Сам Бог восприял на Себя человеческий образ, то и Он не был бы прекраснее Сего Дитяти». Тогда Матерь Божия сказала сему благоразумному разбойнику: «Верь, что Сей Младенец не забудет твоего благодеяния. Он воздаст тебе благим воздаяниям за то, что ты теперь охранил жизнь Его».

Это был тот самый разбойник, который впоследствии был распят одесную Господа и сподобился услышать от Него: Днесь со Мною будеши в рай. Так исполнилось над ним слово Матери Божией!

 
 

Близ египетского города Гермополя, место под названием Сатина, было большое прекрасное дерево, в котором обитал нечистый дух; этому дереву местные жители поклонялись как богу и приносили жертвы. Но едва Богоматерь приблизилась к нему со Своим Богомладенцем, как оно тотчас же страшно сотряслось до корня, и бес, устрашенный пришествием Господа Иисуса, бежал, а само оно преклонило свои ветви к земле, воздавая достодолжное поклонение своему Создателю и Его Пречистой Матери. Утомленные странники укрылись от зноя солнечного под его широколиственною тенью, и с того времени дерево то стало исцелять своими листьями от всяких болезней.

Вошел святой Иосиф с Богоматерию и Богомладенцем Иисусом в храм идольский, где было 365 идолов, и все эти идолы пали на землю и сокрушились; и исполнилось над ними слово пророческое: се, Господь сидит на облаце, легце - на руках Пречистой Девы - Матери, - и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его (Мф.2:1-2,9-10)Ис.19:1).

Остановилось святое семейство близ селения, именуемого Метариэ; святой Иосиф оставил Матерь Божию с Господом Иисусом под одним деревом, а сам пошел в селение приискать убежище, где можно было бы им остановиться. И вот дерево, под которым отдыхала Матерь Божия, вдруг раздвоилось сверху донизу, наклонило свой верх и образовало у своих корней как бы шатер для Божественной Путницы и Ее Дивного Младенца, а вблизи того дерева внезапно появился родник чистой прохладной воды для утоления Их жажды.

Огромный пень этого дерева и доселе сохранился; из его вершины идут и теперь сочные ветви. Сохранился и источник, изобилующий вкусною водою. Сколько времени провели святые странники в Египте неизвестно; Святое Евангелие говорит только, что по смерти Ирода снова явился во сне Иосифу Ангел Божий, и по его повелению Святое Семейство возвратилось в землю Израилеву.

 
 

Апокрифические истории

Апокрифические источники в отличие от канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес связанных с бегством в Египет. При этом наиболее раннее из Евангелий детства — Протоевангелие Иакова (ок. 150 года) не упоминает об этой истории, а сообщает, что «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли». Подробное описание бегства содержится в Евангелии Псевдо-Матфея (IV век) и Арабском евангелии детства Спасителя (VI век).

Евангелие Псевдо-Матфея
Данный апокриф, как и канонический текст, сообщает, что Иосиф получил повеление отправится в Египет от явившегося ему ангела и далее рассказывает о чудесах, которые произошли по пути Святого семейства. Автор апокрифа сообщает, что Иосифа и Марию сопровождали трое отроков (предание считает их детьми Иосифа) и молодая девушка (предание считает её повитухой Саломеей). Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».

 
 

Усмирение диких зверей
Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:
…вдруг вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами; они поклонились Ему, и когда поклонились, они ушли. И исполнилось то, что сказал пророк: «Хвалите Господа вы, сущие на земле, драконы».

Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6).

Чудо с пальмой
В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой на вершине которой было множество плодов. Иосиф не смог достать их своей жене и тогда Иисус повелел пальме наклонится и Богородица смогла утолить голод. В ответ на замечание своей матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу». На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:
…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы.

Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».

 
 

Сокрушение идолов
По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.

И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми.

Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом».

Святое семейство оставалось в Сотине до тех пор пока ангел не возвестил Иосифу, что можно вернуться в Иудею так как умерли «искавшие жизни Младенца».

 
 

Арабское евангелие детства Спасителя

Сокрушение идола и исцеление сына жреца
Пройдя всего один день пути, Святое семейство достигло крупного египетского города, в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город, случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине: Отвечал им идол:
— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.

Обращение в бегство разбойников
Идя по пустыне, Святое семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками. В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает. Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».

 
 
 
 

Исцеление бесноватой
Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».

Исцеление немой невесты
В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое семейство проезжало через селение, то «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».

Изгнание змея-насильника
В городе, через которые проходило Святое семейство жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки: «И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул её сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела».

Исцеление прокажённых
Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой. Она рассказала ей свою историю исцеления и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы». Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь.

 
 

Чудо с мулом
Проезжая мимо кладбища, Святое семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом. Узнав, что мул это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: „Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был“. И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».

Два разбойника
Пересекая пустыню Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить:

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.

 
 
загрузка...

Скворцов. «Жизнь Иисуса Христа»
Ст.15. Евангелист Матфей указывает в этом событии исполнение реченнаго Господом чрез пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего. Эти слова Божии приведены из книги пророка Осии (11:1) и относятся, как видно из связи речи, собственно к изведению народа израильского из Египта при Моисее; сыном Божиим называется здесь весь народ, избранный и освобожденный Богом из рабства египетского, как он сим именем назван Самим же Богом пред изведением его из Египта (Исх.4:22).

Ко Христу же относятся слова сии в преобразовательном смысле, так как народ еврейский, называемый сыном Божиим первородным, по избранию его из среды других народов в особенный народ Божий, был прообразом истинного, первородного и Единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа, а потому и низведение его из Египта было образом воззвания Иисуса Христа из Египта (еп.Михаил. «Толковое Евангелие»).

Место, где провел Спаситель Свое детство, было прославлено потом пребыванием многих тысяч монахов и пустынников. «Пришедши в Египетскую пустыню, - говорит святой Иоанн Златоуст, - ты увидишь, что эта пустыня лучше всякого рая; там бесчисленные лики Ангелов в образе человеческом, сонмы мучеников, собрание дев; увидишь, что все торжество диавольское ниспровергнуто, а Царствие Христово сияет… Не столь светло небо, испещренное сонмом звезд, как Египетская пустыня, являю­щая повсюду иноческие кущи».

«История бегства в Египет, - выражаясь словами Григория Богослова, - весьма ясно представляет ту истину, что хотя христианин живет вне своего отечества, но каждая страна может быть для него отечеством. Душа христианина чувствует себя странницей в этом мире, как бы оставленною на этой земле; но она должна помнить, что Иисус Христос всегда с нею».

 
     
Стихи: Бегство в Египет
Loading...


«Бегство в Египет»

По лесам бежала Божья Мать,
Куньей шубкой запахнув младенца.
Стлалось в небе Божье полотенце,
Чтобы ей не сбиться, не плутать.

Холодна, морозна ночь была,
Дива дивьи в эту ночь творились:
Волчьи очи зеленью дымились,
По кустам сверкали без числа.

Две седых медведицы в лугу
На дыбах боролись в ярой злобе,
Грызлись, бились и мотались обе,
Тяжело топтались не снегу.

А в дремучих зарослях, впотьмах,
Жались, табунились и дрожали,
Белым паром из ветвей дышали
Звери с бородами и в рогах.

И огнем вставал за лесом меч
Ангела, летевшего к Сиону,
К золотому Иродову трону,
Чтоб главу на Ироде отсечь.
Иван Бунин. 21.X.1915

«Вечер»

Красный Марс восходит над агавой,
Но прекрасней светят нам они —
Генуи, в былые дни лукавой,
Мирные торговые огни.

Меркнут гор прибрежные отроги,
Пахнет пылью, морем и вином.
Запоздалый ослик на дороге
Торопливо плещет бубенцом...

Не в такой ли час, когда ночные
Небеса синели надо всем,
На таком же ослике Мария
Покидала тесный Вифлеем?

Топотали частые копыта,
Отставал Иосиф, весь в пыли...
Что еврейке бедной до Египта,
До чужих овец, чужой земли?

Плачет мать. Дитя под черной тальмой
Сонными губами ищет грудь,
А вдали, вдали звезда над пальмой
Беглецам указывает путь.
Владислав Ходасевич Весна 1913

Бегство в Египет

Затмитесь звезды Палестины!
Затихни сладкий шум ручьев!
Не пробуждайтеся долины
Вечерней песнью соловьев,
Ни горных горлиц воркованьем!
Оденься в тяжкую печаль,
О дар Иеговы, Палестина!
Какая Мать какого Сына
Несет с собой в чужую даль?!
А вы, небесные светила,
Вы, - звезды, солнце и луна,
Спешите все к разливам Нила:
К его брегам спешит Она!

И видели - по утренним зарям,
Когда роса сребрилась по долинам
И ветерки качали ветви пальм, -
Шли путники дорогой во Египет:
Был Старец сед, но бодр и величав,
В одной руке держал он жезл высокий,
В другой, сжимая повод, вел осла,
И на осле сидела, как царица,
Младая Мать с своим Младенцем чудным,
Которому подобного земля
Ни до Него, ни после не видала!..
И матери подобной не видали!!.
Какой покой в лице ее светился

Казалось, все ее свершились думы,
И лучшие надежды уж сбылись;
И ничего ей более не надо:
Все радости и неба и земли,
Богатства все, всё счастье мировое,
Лежали тут, - в коленях, перед ней,
Слиянные в одном ее Младенце,
Который сам - прекрасен так и тих, -
Под легкою светлелся пеленою,
Как звездочка светлеет и горит
Под серебром кристального потока...
В одежды алые жена одета,
Скроенные как будто из зари,
И голубой покров — отрезок неба —
Вился кругом главы ее прекрасной...
Федор Глинка. Бегство в Египет.
Из поэмы «Таинственная капля»

Бегство в Египет

Святое семейство отправилось в путь,
Не скоро придётся теперь отдохнуть.
В пустыню, за горы бегут, за моря,
Спасаясь от Ирода, злого царя.
Их ждут испытанья на этом пути,
В далёкий Египет не просто пройти.

Бредут беглецы по пустынной земле,
Мария Младенца качает в седле.
Иосиф ослёнка ведёт под уздцы,
И песню изгнанья поют бубенцы.
Уже за холмами не виден совсем
Город Давида, прощай, Вифлеем!

Пустыня, песок без конца и без края,
И только вдали очертанья Синая.
Нещадное солнце за ними палит.
Оазис-мираж затерялся в пыли.
На тысячу вёрст ни людей, ни домов,
Небесный Отец, не оставь беглецов!

И ангелы пели Младенцу с небес
О том, что земля ожидает чудес.
Колодцы давали им чистой воды,
А ветер в песке заметал их следы.
И горы вставали, как воинства рать,
И слуги царя не смогли их поймать.

И вот уже глазу почти что видна,
Прекрасна, как сон, но чужая страна.
Иосиф ослёнка ведёт под уздцы,
И песню победы поют бубенцы.
О том, что уже через несколько лет
Вернётся Иисус в свой родной Назарет.
Иосиф Бродский

загрузка...

Бегство в Египет

Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.

Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.

Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.

И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.

Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -

Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-

Вскрикнул я и пробудился...
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремленный на меня.
Николай Заболотский


   
Бегство Святого Семейства в Египет в живописи
   

"Святое Семейство в Египте"
Пуссен, Никола
   
   

"Святое семейство на отдыхе"
Караваджо, 1596-1597 годы
   

"Отдых Святого семейства на пути в Египет"
П. Басин. 1842–1843 гг.
   


"Отдых святого семейства на пути в Египет"
Мурильо, Бартоломе Эстебан

   

"Отдых Святого Семейства на пути в Египет"
Мола, Пьер Франческо
   


"Святое семейство под пальмой" (Отдых на пути в Египет) Карраччи, Лодовико

   


"Бегство в Египет" Адам Эльсхаймер 1609

Сюжет картины основан на евангельском рассказе о бегстве Святого Семейства в Египет, чтобы избежать избиения вифлеемских младенцев.
Никаких дополнительных подробностей бегства в Евангелии не приводится, однако в апокрифах упоминаются детали путешествия, такие как встреча с разбойниками на дороге или рассказ о дереве, укрывшем Святое семейство от зноя. Как правило, главными персонажами этой сцены являются Дева Мария, едущая на осле с Младенцем на руках, и Иосиф, ведущий осла.
Единение с природой
Зритель чувствует себя оказавшимся в темноте, к которой его глаза постепенно адаптируются. Сначала в глаза бросаются небесная сфера и Млечный путь, созвездия, полная Луна, отражающаяся в тихой глади воды, и огромные тёмные деревья, на фоне которых изображено Святое семейство. Иосиф и Мария с младенцем расположены в нижней части полотна таким образом, что зритель сразу проникается высотой деревьев и неба.

Слаб огонь факела в руке Иосифа, громко и весело трещит костёр на привале пастухов в левой части полотна. Ночь главенствует на картине, она делает бегство тайным, костёр — неуютным, лес — глубоко молчащим, а воду — таинственным зеркалом. Наблюдатель ощущает себя в центре происходящего, напрягает глаза, пытаясь разглядеть предметы в темноте, и затаив дыхание прислушивается к каждому шороху. Благодаря Эльсхаймеру тема природы, живущей своей собственной жизнью, прочно вошла в современную живопись.
Интересные факты
Адам Эльсхаймер является одним из первых художников, сумевших очень точно изобразить небесную сферу. С очень большой вероятностью можно сказать, что он 16 июня 1609 года около 21:45 наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Этот факт выяснили учёные Немецкого музея в 2005 году. Констелляция изображённых на картине Луны и звёзд Млечного пути соответствует широте Рима.

   

«Бегство в Египет» Чиголи (Лодовико Карди) ок.1608
     
   


«Бегство в Египет» Бассано (Якопо да Понте) . 1545-46гг

     
   

"Святое семейство в Фивах"
Эдвин Лонгсден Лонг
     
   


«Бегство в Египет»
первая работа кисти Тициана Вечелио ок. 1507

Исследователи полагают, что «Бегство в Египет» - это первая крупная работа Тициана. Она создана художником около 1507 года. «Это была эпоха, когда в культуре обычным стало непосредственное, интимное общение между человеком и Богом. В домашних капеллах стали появляться картины на традиционные библейские сюжеты. Одной из них было «Бегство в Египет» Тициана. Говоря об этой картине, уместно будет множество раз произносить слово «впервые». Это первая большая работа в творческой биографии художника. «Бегство в Египет» ничем не напоминает ни зрелую, ни, тем более, позднюю манеру мастера. На этом основании в свое время даже выдвигалось предположение о том, что автором этой работы является вовсе не Тициан, а Парис Бордон. Впервые картина такого большого формата [206 х 336 см – В. Г.] написана по заказу частного лица. И наконец, это первый в истории Итальянского Ренессанса пейзаж», - рассказала ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Ирина Артемьева.

О том, каким образом «Бегство в Египет» попало в коллекцию Эрмитажа и почему возникла потребность в его реставрации, собравшимся рассказал заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Виктор Коробов. «В Россию картина попала вместе с коллекцией первого министра Августа III Саксонского и одного из крупнейших собирателей и меценатов XVIII века графа Генриха Брюля. У его наследников и приобрела полотно Екатерина Великая в 1768 году. Позже «Бегство в Египет» передали в Таврический дворец, затем в Гатчинский дворец, а в 1924 году шедевр возвратился обратно в постоянную экспозицию Эрмитажа. Однако его внешний вид производил удручающее впечатление. В ходе некачественных реставраций XVIII-XIX веков поверхность полотна стала неровной, живопись частично была утрачена, цвет казался блеклым из-за многочисленных, потемневших от времени слоев лака, которым был покрыта картина».

Реставраторам предстояло произвести сложные манипуляции для укрепления холста, на котором написано «Бегство в Египет», и раскрыть цвет живописи, приблизив ее к первоначальному варианту. Любопытно, что после реставрации изменились (приблизились к авторскому замыслу) некоторые детали внешнего облика главных персонажей картины. «Например, изменилось выражение лица Марии. У Иосифа прежде были длинные волосы. А цветность полотна в целом стала намного ярче и четче», - пояснил художник-реставратор высшей категории Валерий Шацкий. Он и его коллега Александр Кузнецов возвращали «Бегству в Египет» его первоначальный облик.

     
   

"Бегство в Египет"
Рембрандт, 1625. Тур. Музей изящных искусств
     
   

"Бегство в Египет"
Доменико Фетти 1621-23
     
   

"Бегство в Египет"
Валерио Кастелло
     
   


"Бегство в Египет"
Аннибале Карраччи (ок. 1604) Галерея Дориа-Памфили, Рим

В 1603 году кардинал Альдобрандини заказал Аннибале Карраччи серию из шести картин, посвященную житию Богоматери, для украшения домашней церкви в своем римском дворце. Эти картины должны были иметь более или менее закругленную форму, чтобы ими можно было украсить люнеты церкви. Вследствие этого вся серия картин получила название "люнеты Алъдобрандини". Сам Аннибале Карраччи написал только два люнета - "Бегство в Египет" и "Погребение Христа". Подавленный тем, как с ним обошелся кардинал Фарнезе, больной и уставший, художник передал оставшиеся четыре работы своим ученикам, которые и окончили их по рисункам мастера (вероятно, более всех над ними потрудился Альбани). В конце XVII века картины вынули из люнетов, а церковь разрушили. Эти работы интересны, в первую очередь, пейзажным фоном. Если в молодости Аннибале Карраччи выстраивал свои пейзажи в традициях венецианской школы, то в его поздних произведениях, к каковым относится и "Бегство в Египет", мы видим совсем иные ландшафты. В них элементы природы гармонично сочетаются с человеческими фигурами. Историки искусства считают, что "люнеты Алъдобрандини" являются первыми образчиками так называемого "идеального" или "классического" пейзажа, развившегося в ХVII-ХVIII веках в самостоятельный жанр живописи.

   

"Отдых Святого семейства на пути в Египет" Неизвестный художник

   


"Бегство в Египет"
Якоб Йорданс

   

Набросок для Святого Семейства на пути в Египет
Хосе Феррас де Алмейда Жуниор (1850–1899) (Бразилия)
   

«Бегство в Египет»
Бартоломео Эстебан Мурильо


"Святое семейство. Отдых на пути в Египет"
А. Егоров. 1836 г. Государственный Русский музей, СПб

     
   

 

Copyright © 2012-2018
You-woman.com