19 января
Крещение Господне - Святое Богоявление

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
Евангелие от Марка
1:9-11

ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЕ
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ на КРЕЩЕНИЕ
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ НА КРЕЩЕНИЕ
СТИХИ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА КРЕЩЕНИЕ
 

 

История праздника Крещение Господне

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане отмечают один из двенадцати главных христианских праздников – Крещение Господне или Богоявление.

Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского, бывший прежде язычником, а потом принявший христианство («Строматы». Кн. 1, XXI, с. 407) от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня.

Начиная с III века Григорий Неокессарийский Чудотворец, мученик папа Римский Ипполит и все великие отцы Церкви роводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.

В IV веке говорили проповеди Святые Отцы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда тридцатилетний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Сначала Иоанн не хотел крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», - крестил Его. Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, Дух Святый сошел на него в виде голубя, и слышан был глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим.

Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения - одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

 
 

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына. Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу на вопрос слушателей, что же им делать, отвечал: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян. 2, 37, 38). И совершенно невероятно, чтобы христиане не чтили Крещение Самого Господа.

 
 

Суть праздника Крещение Господне

В день Крещения Господня мы вспоминаем чудо Бого-явления (по-гречески Theo-fania). Действительно, при крещении Спасителя, единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог Отец – голосом Своим; Бог Сын – крещением в Иордане; и Дух Святой – схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день «Троическое явися (открылось) поклонение».

Праздник Богоявления или Крещения Господня занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Напоминает он нам о нашем духовном рождении в день, когда священник троекратно погружал нас в воду. Напоминает он и об обетах, которые мы дали у святой купели, если не сознательно по причине малолетства, то в виде обещания наших духовных поручителей – восприемников, которые должны были нам объяснить значение таинства крещения и смысл христианского учения.

Само событие крещения Господа состояло в следующем: когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии.

Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелиста Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779-й год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь Иисус Христос еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

 
 

Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы, рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия.

Еще за 700 лет до Рождества Христова знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна «гласом вопиющего в пустыне», который должен был «приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его». Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за 400 до Рождества Христова. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною».

Призывом «покаяться» пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово «каяться» – metanoin по-гречески – означает «переменить образ мыслей», начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. «Сотворите плод, достойный покаяния», – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос «что делать?», пророк отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему», иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов больше положенного. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием.

 
 
 
 

Богослужение праздника
Крещения Господня (Богоявления)

В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним.

Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется "С нами Бог."

 
 

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий - отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся," что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.

На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) Быт. 1:1-13 - об установлении земли на "водах;" 2) Исх. 14:15-18, 21-23, 27-29 - переход Израиля через Красное море; 3) Исх. 15:22-27. 16:1-4 - победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. Нав. 3:7-8, 15-17 - чудесный переход евреев через Иордан; 5) 4 Цар. 2:6-14 - чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) 4 Цар. 5:9-14 - исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) Исаия 1:16-20 - призыв покаяться и омыться; 8) Быт. 32:1-10 - примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) Исх. 2:5-10 - египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) Суд. 6:36-40 чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) 3 Цар. 18:30-39 - чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) 4 Цар. 2:19-22 - чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) Исаия 49:8-15 о духовном возрождении.

На литургии накануне Богоявления читается Апостол:1 Кор. 9:19-27 и Евангелие: Лук. 3:1-18.

В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

 
 

Крещенский сочельник

Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю).

Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», - обещает Христос словами богослужения.

 
 

В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов.
Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной.
А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.

На стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

 
 

Освящение воды

Смыв во Иордане грех человеческий, Христос сокрушил в воде главы невидимых змиев и освятил водное естество. В память этого на праздник Богоявления совершается великое водосвятие. (Собственно говоря, на праздник Крещения совершаются два водосвятия: одно накануне праздника в храме, а второе - в самый праздник на реках и колодцах).

 

Крестный ход
В начале крестного хода священнослужители выходят из Царских врат. Настоятель держит св. Крест, впереди несут хоругви, иконы и зажженные свечи. Во время крестного хода певчие поют: "Глас Господень на водах вопиет, глаголя"и другие тропари праздника. Затем читаются паремии, Апостол и Евангелие о крещении Иисуса Христа.

В паремиях приводятся пророчества о возрождающей силе благодати Божией, которая пророками уподобляется воде:

"Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать. ... Тогда (во времена Мессии) откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод... "Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите... В радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его" (смотри у пророка Исаии 35:1-10, 55:1-13 и 12:3-5).

После Евангелия дьякон произносит ектенью с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду святой Крест, при пении тропаря: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи."Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих и их жилища.

Обычай освящения воды в день крещения существовал уже в 3-м веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду "агиасмой" - святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.

Итак, с радостью будем встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя за возрождение нас водой и Духом в таинстве крещения и за то, что открыл нам путь к Царству Небесному!

 
 
 
Стихи и поздравления на Крещение

Святки вот уж на исходе,
И в преддверии Крещения,
В каждой церкви и приходе,
Воду освятит священник

В ней спасительная сила,
Надо верить и желать,
Чтоб на всех на нас спустилась,
С неба Божья благодать.

Нам подарит в жизни чудо,
Словно добренький волшебник,
Отмечать сегодня будем,
Пред Крещением сочельник!

Мы в преддверии крещенья
Иисуса на земле,
Иоанн крестил Иисуса
Как положено в воде!

Это нам пример священный
Чтоб крестились тоже мы,
Чтобы с Богом дальше жили,
И как Он были чисты!

Чтоб любили мы друг друга
Очень искренне всегда,
Чтобы Бог благословлял нас
И сегодня, и всегда!

Крещенский сочельник
Пришел с вечерней мглой,
Он будто бы отшельник
Блуждал лесной тропой.

Но вот пришла минута —
Январским вечерком,
Он в ожиданье чуда
Принес тепло в Ваш дом!

Отныне ласка и уют
Так будут близки Вам,
Как был близок Иисусу
Окрещенный Иордан!

В Крещенский сочельник помолимся Богу,
Приборку устроим и сварим кутью.
На прорубь посмотрим, куда поныряем
В эту вот ночь, смыв с себя черноту.

Желать лишь добра, даже тем кто обидел,
И это сулит грандиозный успех!
Пускаем мы в сердце Господа Бога,
Любви его хватит с лихвою на всех.

Порой маловерие нас разлагает,
И муки несёт очищение нам.
Пусть помыслы будут лишь чистыми очень,
Сейчас посещаем с надежною храм!

Крещение Иисуса Христа

Господь пришел смиренно
Людские смыть грехи.
С главою преклоненной
Стоит Он у реки.

И просит кротко Чистый
Крестить Его, как всех,
Хоть Он и чище чистых,
Хоть Он святее всех!

Спросил Его Креститель:
"Могу ль Тебя крестить?"
В ответ сказал Спаситель:
"Оставь, так должно быть!"

Господь главой склонился
Под руку Иоанна -
Сын Божий окрестился
В водах Иордана.

И на главу смиренную
Дух голубем слетел,
И, огласив вселенную,
Глас Божий прогремел.

Творец всему народу
В Нем Сына возвестил,
Всему людскому роду
Служить благословил!
Молитвословие о земной жизни
Иисуса Христа

***
Приходит светлое Крещенье.
И вместе с ним идет любовь.
Метель кружится в нетерпении.
И для стиха не хватит слов.
И где-то снова, слово в слово,
Нам скажут старые слова -
Для новой жизни всё готово,
И пусть кружится голова!

ПРЕДТЕЧА
Земля как безжизненная пустыня,
Все человечество грех умертвил.
Бог присылает предтечу отныне —
Миловать душу ведь Бог не забыл.

В пустыне Иоанну был глагол Божий:
«Зови всех людей к покаянию
И от путей отвращай ты их ложных,
Призывая сердца к обновлению».


И фарисеи спросили Иоанна:
«Кто ты? Пророк? Христос или Илия?»
«Я - глас вопиющего в пустыне:
Исправьте путь Господу, — он сказал им.


Я крещу вас в воде, но Некто стоит
Среди вас. Но Его не знаете вы.
Он, идущий за мною, стал впереди,
Его не смею коснуться обуви».


То было в Вифаре, при Иордане.
И видит Иисуса идущего...
Знал Иоанн об этом свидании,
Узнал в Иисусе Грядущего!


«Вот Агнец Божий, Он грех мира берет, -
Всем указал на Иисуса перстом. —
Я вас в воде лишь крещу для того,
Чтобы Израилю явлен был Он!».

Метёт метель, но на душе покойно,
Я стал любить ненастье и пургу,
Осталось только жизнь дожить достойно
И ждать друзей на божьем берегу.

Кипит пурга, швыряет снег в окошко,
Лютует буйно матушка зима,
И мне грустиночку, совсем немножко,
Навеяла седая кутерьма.

Глаза закрыв, сижу я у камина,
Понять пытаюсь, что же душу гнёт,
Прошедших лет какая ли кручина,
Иль настоящих дней печаль гнетёт?

Хотя, про настоящее едва ли
Моя душа печалиться начнёт,
Я – в прошлом, как пурга в снежной вуале,
Которая за окнами ревёт.

И память, что, увы, не сохраняет
Простые даты нынешнего дня,
Охотно файлы в прошлом открывает
И как метель уносит в них меня.

Я вижу вновь тех дней весенний клёкот,
Друзей моих, ушедших, голоса,
И женщин прошлых полуночный шёпот,
И детства голубые небеса.

Куда ушло всё это в одночасье?
Как будто это было не со мной!
Сверкнула жизнь, как молния в ненастье,
И растворилась в темноте ночной...

Почему Иисус крестился?
Чтоб ответить на этот вопрос,
Ты скажи: для чего Он родился,
Для чего в мир явился Христос?

Сына Божьего воплощенье
Тот же смысл имеет и суть,
Что и в речке прохладной крещенье,
Что и весь Его жизненный путь –

Это Отчей любви явленье
Нашей грешной беспечной земле,
Это Божьего Сына служенье
Людям падшим, погрязшем во зле.

Не вмещается это в сердце:
Иисус нам пришел послужить
Всею жизнью Своей, даже смертью,
Чтобы нам не погибнуть, но жить!

В тридцать лет Он пришел к Иоанну,
На его не взирая протест,
И крестился Христос в Иордане,
Уже видя Голгофу и крест.

Он заранее согласился
С этой смертью пред Божьим лицом,
Потому Он пришел и крестился
И был явно прославлен Творцом –

Дух Святой на Него спустился
И с небес голос Божий звучал.
Иисус на служенье явился –
То крещения акт означал.

Не вмещается это в сердце:
Иисус нам пришёл послужить
Всею жизнью своей, даже смертью,
Чтобы нам не погибнуть, но жить!
Аминь.

СМС поздравления на Крещение

Крещение Господне, радует сердца,
Дух Святой как голубь, снизойдет на Христа!
И глас небесный возвестит о том,
Что спасенье близко, и войдет в ваш дом.

В крещенские морозы, в прорубь окунитесь,
С верой и надеждой Богу поклонитесь,
И тогда не будет горя и печалей,
Грех уйдет с водою, чтоб жизнь начать с начала.

Зимою снежной в январе,
мы празднуем крещенье,
Желаем блага детворе,
всем взрослым и их семьям!

Святой водою смоем,
всю тяжесть и весь груз,
Чтоб благодать на душу,
послал нам всем Иисус!

Великий праздник наступил сегодня!
И суть его священна и чиста,
Пусть в этот день Крещения Господня
Исчезнут прочь печаль и суета.

Я с праздником вас с этим поздравляю,
Желаю только счастья, мира и добра,
Всё будет хорошо, я точно знаю,
И будет так — сегодня и всегда.

Я желаю на крещенье,
Позабыть обиды все,
Чтоб Господь был с нами рядом -
Каждый час! Всегда! Везде!

Милость Божья не кончалась,
Добрые росли дела,
Навсегда ушла усталость,
Благодать к вам снизошла!

 

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.
Святой любви и страха полный,
В его евангельские волны,
Купель крещенья христиан,
Я погружался троекратно,
Молясь, чтоб и душа моя
От язв и пятен бытия
Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,
Среди житейских попечений,
Как мало свежих впечатлений
Осталось на душе моей!
Они поблёкли под соблазном
И едким холодом сует:
Во мне паломника уж нет.
Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,
Поэт и труженик-художник!
Отвергнув льстивых муз треножник
И крест единый возлюбя,
Святой земли жилец заочный,
Её душой ты угадал,
Её для нас завоевал
Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?
В наш век блестящих скороспелок,
Промышленных и всяких сделок,
Как добросовестен твой труд!
В одно созданье мысль и чувство,
Всю жизнь сосредоточил ты;
Поклонник чистой красоты,
Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,
Как схимник, жаждущий спасенья,
Свой дух постом уединенья
Ты отрезвил, ты окрилил.
В искусе строго одиноком
Ты прожил долгие года
И то прозрел, что никогда
Не увидать телесным оком.

Священной книги чудеса
Тебе явились без покрова,
И над твоей главою снова
Разверзлись в славе небеса.
Глас вопиющего в пустыне
Ты слышал, ты уразумел —
И ты сей день запечатлел
С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;
На берегу реки — Предтеча;
Из мест окрестных, издалече,
К нему стекается народ;
Он растворяет упованью
Слепцов хладеющую грудь;
Уготовляя Божий путь,
Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин
Неведомый, смиренный странник:
«Грядёт он, Господа избранник,
Грядет на жатву Божий Сын.
В руке лопата; придет время,
Он отребит своё гумно,
Сберёт пшеничное зерно
И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня
Тот, кто идёт вослед за мною;
Ему — припав к ногам — не стою
Я развязать с ноги ремня.
Рожденья суетного мира,
Покайтесь: близок суд. Беда
Древам, растущим без плода:
При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,
В недоуменье ждавшей чуда,
Покрытый кожею верблюда
Посланник Божий, муж святой.
В картине, полной откровенья,
Всё это передал ты нам,
Как будто от Предтечи сам
Ты принял таинство крещенья.

30 июня 1858
Пётр Андреевич Вяземский

Крещение в живописи


Явление Христа народу. Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.Русский музей, Санкт-Петербург


Крещение Христа Никола Пуссен.1650 Филадельфийский музей искусств, США


Крещение Спасителя. Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
 


Крещение Христа (The Baptism of Christ)
Андреа дель Вероккьо (Верроккио), Леонардо да Винчи
1473-1475 Масло и темпера на панели 180 x 152 см Галлерея Уфици, Флоренция, Италия

Хотя Верроккио, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Верроккио, согласно изложению Вазари, был ошеломлен, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо — он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предвосхищает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной».
Роберт Уоллэйс. "Мир Леонардо"

Когда Андреа дель Верроккио писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении.


"Baptism of Christ" Lambert Sustris 1591



"Крещение Христа"
Альбани (1578 -1660)

 
 
 
Смотрите также:

Диеты: Как похудеть. Как набрать вес

ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЕ
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ на КРЕЩЕНИЕ
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ НА КРЕЩЕНИЕ
СТИХИ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА КРЕЩЕНИЕ
 
 

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА

Copyright © 2012-2016
You-woman.com