4 декабря (21 ноября по ст. ст.)
Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии

"...когда Её поставили перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении."
Евангелие псевдо-Матфея 4:3-4
ДЕВА МАРИЯ В ХРАМЕ
СТИХИ О ВВЕДЕНИИ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ
СМС ПОЗДРАВЛЕНИЯ
МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЮ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ПРИМЕТЫ НА ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ
МАРИЯ В ЖИВОПИСИ И ИКОНОГРАФИИ
 

История праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы

 
 

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, относящийся в Православной Церкви к разряду двунадесятых, установлен в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в Иерусалимский Храм для посвящения Богу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и близких, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм, находящийся в трех днях пути от Назарета.

После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице.

Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".

 
 

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества.

 
 

Дева Мария в Храме

Мария была предметом удивления для всего народа. В три года она ходила степенно и так всецело отдавалась восхвалению Господа, что все изумлялись и восхищались.
Она не походила на младенца, а казалась уже взрослой и исполненной лет, - с таким прилежанием и постоянством она возносила моления.

Лицо Ее блистало, словно снег, и с трудом можно было смотреть на него.
Она прилежно занималась рукодельными работами по шерсти, и все, чего взрослые женщины не могли сделать, Она показывала им, будучи еще в таком нежном возрасте.
Она поставила себе за правило предаваться молитве с утра до трех часов и заниматься ручными работами с трех часов до девяти.
И после девяти часов Она не переставала молиться, пока ангел Господень не являлся Ей, и Она получала пищу из рук его, дабы более и более преуспевать в любви Божьей.

Из всех других девиц старше Ее, с которыми Она обучалась служению Богу, не было другой, которая была бы более исполнительной в бдениях, более сведущей в мудрости Закона Божия, более исполненной смирения, лучше певшей псалмы Давидовы, более милосердной в благотворении, более чистой в целомудрии, более совершенной во всякой добродетели.
Никто никогда не слышал от Нее дурного слова, никто никогда не видел Ее в гневе. Все речи Ее были исполнены милосердия, и истина исходила из уст Ее.

Она всегда была занята молитвой или размышлением о Законе Божием.

Она простирала заботы свои на своих подруг, боясь, чтобы какая-нибудь из них не согрешила словом, или не смеялась громко, не была исполнена гордости, или нехорошо поступила по отношению к отцу или матери своим.


.Нефф. Введение Богородицы во храм
 
 

"Отрочество Богоматери " Франсиско Сурбаран. 1660

Благословляя Бога непрерывно, тем, кто приветствовал Ее, дабы не могли они оторвать Ее от хвалы к Богу, Она отвечала: "Благодарение Господу".
И от Нее пошел обычай, принятый благочестивыми людьми, отвечать приветствующим их: "Благодарение Господу".

Она вкушала пищу, которую ежедневно получала из рук ангела, а ту пищу, которую давали Ей священники храма, Она раздавала бедным.
Очень часто видели, как ангелы беседовали с Ней и с великим почтением повиновались Ей.
И если кто-нибудь, одержимый немощью, прикасался к Ней, то становился здоровым тотчас же.
Священник Авиафар принес большие дары священнослужителям, дабы отдали Марию в жены его сыну.
Мария воспротивилась этому, говоря: "Невозможно, чтобы я познала мужа или муж познал меня".
Священники и все родственники Ее говорили Ей: "Чадами прославляется Бог, как всегда это было в народе израильском".
Мария ответила: "Бог прежде всего прославляется целомудрием. До Авеля не было праведника между людьми, и он был приятен Богу за жертвоприношение свое, и он был злобно убит тем, кто был неугоден Богу.

Он стяжал два венца - жертвы и девственности, ибо тело его оставалось свободным от осквернения.
И, далее, Илия, пребывая в этом мире, вознесся на небо, ибо сохранил тело свое в девственности.

Я с детства узнала в храме Господнем, что девственница может быть угодной Богу, и я приняла в сердце своем решение совсем не знать мужа".

 
 

Тьеполо. Просвещение девы Марии


Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.а XVI века

 
     
 

Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделало семь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Когда Марии исполнился год, отец Ее сделал пир, на который собрал священников, старейшин и много народу и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что он разрешил ее неплодие и «отъял поношение врагов ее».

Еще через год Иоаким думал исполнить над Мариею обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая по материнской нежности дольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм Иерусалимский. При храме в то время проживали мужи и жены — из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был как бы первообраз будущих христианских иноков.

Пресвятая Дева только еще недавно научилась говорить, но уже вся Ее душа влеклась к Богу. Сердце Ее было охвачено пламенем чистейшей любви Божественной. Жизнь среди людей этому удивительному ребенку с созревшею душой не казалась привлекательной. И она Сама напомнила родителям об исполнении их обета. Печаль от разлуки с Дочерью боролась в душе Анны с радостью вручить Богу тот дар, который она от Бога получила...

Торжественным шествием приближалась Анна с малюткой ко храму. В руках девочек, сопровождавших Марию, и в руках других присутствующих горели свечи. Подробности об этом событии, надо полагать, сохранились в христианстве чрез апостола Иоанна Богослова, который мог слышать о них рассказы из уст Самой Богоматери в те годы, когда имел Ее на своем попечении.

Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением из храма священники и первосвященник. Анна поставила младенца Марию на первую ступень крыльца храма, которое имело всего пятнадцать высоких Ступеней... И совершилось великое знамение. Никем не ведомая, никем не поддерживаемая, Дева легко и прямо взошла на вершину крыльца. Ангелы Божии, конечно, спустились тогда с неба и незаметно вознесли Богоматерь по высоким ступеням. Все были изумлены. А первосвященник силою таинственного вдохновения не остановился на том месте, дальше которого не ходил обыкновенно молящийся народ. Он повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, во «Святое Снятых». А туда не позволялось ходить не только никому из женщин, но не вступали туда даже и священники, и лишь первосвященник однажды в год входил туда, неся с собою жертвенную кровь. Были Поражены этим необыкновенным событием не только все присутствовавшие люди, но и ангелы, которые тогда еще не знали будущего Марии.

 
 

«Святое Святых» стало местом постоянных молитв Марии. Другие девы не имели права и приблизиться к этому святилищу, а Мария всегда могла входить сюда. Так как там уже не было ветхого ковчега завета, как бы в знамение того, что времена этого завета миновали, то Святая Дева являлась Самановым «одушевленным божьим кивотом».

Принеся благодарственную жертву; Иоаким и Анна вернулись домой. Жизнь их, хотя и одинокая, не была уже больше омрачена поношением, никто не упрекал их больше за бесплодие. А Мария тихо росла в Иерусалиме в обществе сверстниц также, как Она, живших при храме. При детях находились благочестивые надзирательницы, они учили своих питомиц рукоделиям и Священному Писанию. Здесь научилась Пресвятая Дева тем ручным работам, которыми усердно занималась всю жизнь до конца своих дней. Для молитвы, оставив работу, Она уходила во «Святое Святых». Уединение стало необходимым для Нее состоянием. Здесь ее возвышенный разум весь отдавался Богопознанию. С каждым днем как-то больше и глубже вдумывалась Она в величие Бога, и душа Ее все более и более отражала чудные свойства Божества.

Какая-то благоговейная тихость отмечала Ее поведение. Ни одного неспокойного слова не сорвалось с Ее всегда кротких уст. Речь Ее была приятна, и чувствовалась в этой речи высочайшая истина.

Ежедневно с раннего утра Она молилась до третьего часа (по нашему счету до 9 утра), затем шесть часов проводила за рукоделием или за чтением Священного Писания. С девятого же часа (с 3 часов дня) опять начинала молитву и молилась, пока ангел, служивший Ей, не приносил ей пищу. Ум у Нее был восприимчивый, острый, глубокий. Она много думала и очень мало говорила. Пряжа льна и шерсти была самым обычным Ее рукоделием. Часто вышивала Она шелками, особенно облачения священнические.

 
 

Посещение ангелами Девы Марии не укрылось однажды от первосвященника Захарии, который был изумлен и самым этим явлением, и тем, что ангел принес Деве вещественную пищу. И стал думать первосвященник, не есть ли Дева Мария та таинственная, пророками предвозвещенная Дева, от Которой родится Мессия. д. Живя во храме, Пресвятая Дева лишилась родителей. Сперва умер 80-летний Иоаким, а вслед за ним и Анна. Так в нежном возрасте обречена была испытать горькое сиротство. Та, Которая впоследствии должна была исцелять сиротство всех одиноких, покинутых людей, стать Матерью, Утешительницей и Заступницей всех безматерних сирот.

Конечно, сознание Своей беспомощности, Своего одиночества среди людей должно было еще сильнее обратить сердце Марии к Богу, в Котором было теперь заключено все Ее счастье и вся Ее судьба.

Мысль о браке, о земной любви должна была казаться невозможной для Пренепорочной Девы — этого невиданного дотоле на земле воплощения духовности и чистоты. Между тем Деве надлежало стать матерью. Божественный Промысл должен был создать такую обстановку жизни Пресвятой Девы, в которой бы девство Ее осталось ненарушенным и в то же время рождение от Нее Христа казалось бы евреям делом естественным.

 
Стихи о Введении во Храм Пресвятой Богородицы

Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент

В дом Божий Мария входила
Душою, как Ангел, светла.
Творца безграничная сила
Ее по ступеням вела.

Оставив земную обитель,
Родителей нежных Своих,
Пришла, чтоб Господь Вседержитель
Был Сын Ей и Вечный Жених!

Пришла возвести от паденья
Род грешных, несчастных людей.
Пришла подарить им спасенье,
Покрыв их любовью Своей.

"Гряди, моя Дщерь дорогая,
К Тому, Кто Тебя мне послал.
Гряди, Голубице драгая,
К Тому, Кто живот Тебе дал!"

Священник Пречистую вводит
В Святая Святых и Творец
Своей благодатью нисходит,
Надев на главу Ей венец!

Дева дивится, как деревце,
веским небесным дарам.
Вводится царственно Девица
в Ерусалимский храм.

Вслед по ступеням зыблется
свет от высоких лампад.
Деве сквозь время видится
Вечности детский взгляд.

Вводится Дева по лестнице -
лествице без перил...
Вестник видится Вестнице -
будущий Гавриил.

По горней дороге вводится,
в горницу, в крылья дверей...
Будущую Богородицу
славит седой иерей.

Дева ведется вдоль линии
вечно горящих свечей.
Свет внутри будущей Скинии
светится - все горячей...

Михаил Кузмин

 

Зима, декабрь, четвёртое число
И праздник на земле духовный.
Введение Богородицы во храм,
О чём же говорит он нам сегодня?
Введение Богородицы во храм
Вещает о величье человека.
И этим Бог указывает нам,
Что Бог есть в каждом...
человек есть храм.
И есть единственная у людей задача,
Войти в тот храм и насладиться им.
Понять законы Мирозданья,
Понять, что Бог один, и мы едины с ним.
От каждого из нас зависит,
Сумеет ли войти он в храм.
А каждый, кто вошел в тот храм,
Дар Бога открывает там.
Великое всегда всё просто,
И ждёт, когда проснёмся мы.
Глаза любви, когда откроем,
Простим плохое и оставим позади.
И это может сделать каждый,
Задумаясь, как я живу.
Своё, быть может, эго ублажаю
И наслаждаю я своё хочу.
Понять должны мы: многомерен мир,
И жизнь свою, земную проживая,
Подумать только, на Земле живу,
А Землю я собою украшаю?

Н. Невская

Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы - девушки идут за Ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.

В митре рогатой седой иерей
Деву встречает. Подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой седой иерей.

Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.

Старец, послушный совету небес,
Вводит Ее в святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету небес.

Белой голубкою скрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
Белой голубкою скрылась внутри.

Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, что исчезла белей голубицы,
Снова придет к вам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед?

Михаил Кузмин


Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг.
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
СМС поздравления с праздником
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Богородица Пресвятая!
Введение во Храм!
С этим днем я поздравляю
И желаю счастья Вам!
Год за годом, век за веком
Люди славили Христа.
Был он сыном Божьим – человеком,
С ним Мария Дева свет нам принесла.
Пусть Господь теплом своим согреет
И покажет истинный лишь путь
К Богородице и к Храму, как умеет.
Светлых мыслей Вам, ведь в этом суть!
Данный Богу обет сдержали,
Иоаким и Анна свой,
В Храм отвели Марию,
Богородицы путь такой:
Легко преодолела ступени,
Ведущие, в таинство таинств,
Её житие было сакральным,
Загадка оно и сейчас.
Сегодня Ее вспоминаем в молитве,
Очищая мысли и душу!
За помощью часто к ней обращаясь,
В жару или зимнюю стужу.
Церковью отмечен этот день,
Поднялась Мария — дева на ступень.
В храм так быстро смело забежала,
Будто знала то, что так давно искала.
Родители на воспитанья дочь отдали,
Судьбу ее дальнейшую уж знали.
Мария родила Иисуса нам Спасителя,
В законы божьи вдохновителя.
Я призываю следовать всегда законам,
Молиться всем всегда святым иконам.
Услышит ваши пусть молитвы Бог,
Откроет к счастью тысячи дорог.
В трехлетнем возрасте Марию
В храм Иерусалимский отвели,
Родители ее, святые
Все обещания перед Богом соблюли.
Мария в храм по лестнице вбежала,
И до 15 там на воспитании осталась.
И только ей разрешено уж было,
В святое святых, чтоб ходила.
Желаю Вам сегодня церковь посетить,
Своих детей в храм Божий приносить.
Чтоб в этом же найти свое спасенье,
И от болезней духа излечение.
Во храм ступила юной Девою,
Любимицей средь всех была,
Там занималась рукоделием,
Жизнь свою Богу отдала,
Сегодня, в память о Введении
Во храм Марии Пресвятой,
Исправим наше поведение,
Даря всем радость и любовь!!!
Жизнь в молитвах вы усердно проведите,
Малых всех детей в храм вы приводите.
Вспомните про Марию Богородицу,
От несчастий всех мы загородимся.
Желаю всем я в церковь приходить,
И там спасение всегда уж находить.
Чтоб помыслы наполнились добром,
А сердце — приятным, легоньким теплом.
Легкой поступью ты поднималась вверх,
С богом обвенчаться тут навек.
В храм Марию в три года привели,
Для храма родители ее уж берегли.
Желаем с церковью жить в душе,
И в жизни повода уж не давать беде.
Пусть счастьем светятся глаза твои,
Успешными пусть будут все шаги.
Сегодня в храм пойдем все вместе,
Телом и душой чисты,
Пресвятой Богородице помолимся,
Попросим добра и душевной теплоты.
И единение прибудет,
Ее мы хором славить будем,
Наблюдать будут ангелы,
А мы день этот не забудем!
Деву Марию во Храм привели,
Малышке три годика было.
С этого дня, христиане земли,
Много веков уплыло.
В те времена повелел Святой Дух
Первосвященнику в храме своем:
Марию забрать из родительских рук
И повести на алтарь с ним вдвоем.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы –
С давней поры праздник всех христиан,
Празднуют люди его и народы все,
Он рождество приближает к нам!
Введение Богородицы во Храм!
Звучат молитвы, песнопения повсюду,
И детский смех звучит, веселый гам.
Наш светлый праздник, веселитесь, люди!
Пусть мамочки для девочек пошьют
Красивых куколок из разноцветной ткани –
Так дать обычаям народным отдают,
Мария Дева радуется с нами!
Пусть каждый день до Рождества пройдет
Лишь в добрых помыслах и ласковых заботах,
А Матерь Божья силы нам дает
И выступает как защитница народа!
Идите во Храм сегодня, люди,
Несите помыслы с собой,
И знайте, Бог вас не осудит,
Покуда благочестие с тобой!
На улице морозно и сурово,
А Бог нам теплый праздник подарил,
Ведь в этот день, еще до Рождества Христова,
Марию Деву в Храм свой пригласил.
Вошла во Храм совсем еще малышкой,
Осталась в нем на долгие года.
Иисуса нам рождение подарила.
Мы будем прославлять ее всегда!
В храме песнопения звучат –
Светлый праздник, мы Вас поздравляем!
В церковь устремляйся, стар и млад,
Матерь Божию сегодня вспоминаем.
В декабре ввели во Храм Марию
Пресвятую Богородицу Христа…
Вам желаем счастья, изобилия,
Чтоб душа Ваша всегда была чиста!
Пусть будут помыслы светлы, мечты разумны,
И Бог вниманием не обходит Вас,
Мария Дева дарит нам благоразумность,
Ведь огонек ее души до селе не погас!
Рожденье дочки, как дар чудесный,
Как дар счастливый, поднебесный.
Иоаким и Анна обещание сдержали,
И дочь на служенье Богу уж отдали.
В три года в храм вошла Мария,
Ее заботой сразу окружили.
Желаем всем сегодня понимания,
В добро, сочувствие врастания.

Источник: golos-ru.com


Чима да Конельяно. Ок. 1497—1500 гг.
Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто.
1555 г. Венеция, Италия

 

Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.

Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.


Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария

 
 

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Молитва пред иконою Введение во Храм Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и не-готови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва в праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго. Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победита моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.

 
 

Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен

Народные обычаи и приметы на
Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
В народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря, связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы. Недаром об этом дне говорили: «Введение пришло - зиму привело».

Но ни осенние заморозки, ни первые крепкие декабрьские морозцы не могли еще до конца остудить разогретую летним солнцем землю, поэтому погода на Введение, как говорится, «гуляла», год на год не приходясь. Бывало, например, что «Введенские морозы рукавицы на руки мужику надевали, стужу ворожили, зиму-матушку на ум наставляли».

В этом случае говорили; «Пришло Введенье - большое леденье». Но если к празднику не покидала еще землю оттепель, замечали: «Введенье ломает леденье, а введенские морозы зимы не ставят», При этом все, как один, считали: «Если снег до Введенья выпадет - непременно растает, а если после - лежать ему сугробами до конца зимы».

Впрочем, какой бы ни случилась погода в этот день, по всей Руси, в городах больших и малых, открывались шумные и веселые введенские ярмарки. А самой известной среди них слыла ярмарка Московская, главным товаром которой были чудо-сани.

Зазывая покупателей подивиться на свой замечательный товар, продавцы-саночники балагурили: «Вот сани-самокаты, разукрашены богато, разукрашены-раззолочены, сафьяном оторочены!»

А в Никольских рядах шла бойкая торговля разноцветными тканями, коробами да корзинами, яркими платками, расшитыми душегрейками, теплыми шапками, шалями, шубами и, конечно, валенками, что «легки, мягки, красивы, разукрашены на диво». Все торговые ряды Московской ярмарки были завалены самыми разнообразными, порой диковинными вещами, а Охотный ряд еще и ароматами снеди вареной, печеной, копченой и жареной дразнил. Здесь проходили рыбные торги, а веселые коробейники предлагали покупателям отведать прямо «с колес» горячих булочек, крендельков, пряничков, блинчиков, пирожков. А горло промочить, душу отогреть и «сердцу легкости придать» помогал душистый, горячий сбитень.

Дева Мария в живописи и иконографии

Дева Мария в детстве Франсиско де Сурбаран. 1630


Икона Введения во Храм Пресвятой Борогодицы
 
 

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ЖИЗНЬ БОГОРОДИЦЫ

ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА

Copyright © 2012-2016
You-woman.com