28 августа (15 августа ст. ст.)
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
«Но когда понесут Ее на место упокоения, когда Апостолы запоют погребальные песнопения,
в душе мира сего воскреснут яркие воспоминания о Великом Учителе любви и о Его кроткой и величественной Матери.»
ЯВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЧУДЕСА ПРИ ПОГРЕБЕНИИ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ
ВОЗНЕСЕНИЕ И КОРОНОВАНИЕ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитвы в день
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ,
ТРАДИЦИИ и ПОВЕРЬЯ В ДЕНЬ УСПЕНИЯ
ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЕ
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ В ЖИВОПИСИ
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 

"Успение Богоматери" Микеланджело Меризи да Караваджо.
Фрагмент.1604-1606. Лувр, Париж

Успение Пресвятой Богородицы -
история праздника

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI-го, а V в. - сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них - Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Православной Церковью празднуется по новому стилю - 28 августа.
Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием - «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова.

 
 

Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число - «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа - Вознесения Богоматери на небо).

Успение Пресвятой Богородицы
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью,
потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной.

Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю - 28 августа. В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.

Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

 
 

Явление архангела Гавриила

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей:
«Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.»

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.


Д«Маэста», Дуччо (фрагмент): Гавриил является к Марии накануне её смерти
 

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, - сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.
Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Погребение Пресвятой Богородицы

Чудеса при погребении Девы Марии
Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам.

Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином.

Пустая гробница
Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины. По его просьбе Апостолы открыли могилу, чтобы он смог оказать Марии знаки почитания.

 

О дальнейшем предания говорят так: "…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?"

Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами - во все дни”.

С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело. Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.

 

"Вознесение Мадонны" Б.Э. Мурильо. между 1670 - 1680 гг

Вознесение и Коронование
Пресвятой Богородицы

Установленные Ватиканом католические традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы

Установленные христианским вероучением и подтвержденные, в частности, Ватиканом и Святым престолом каноны гласят, что после своей кончины Дева Мария была телесно вознесена на небеса, как царица предстала перед Сыном и, приняв под свое окровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом. И хотя в Ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году: согласно католическому догмату о вознесении Девы Марии, провозглашённому «ex cathedra» папой Пием XII, за Успением девы Марии последовало её Вознесение в небесную славу телом и душой.

Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.

Вознесение Богоматери - католический догмат о телесном вознесении Девы Марии после смерти на небо. Одноимённый день отмечается 15 августа. Он считается официальным выходным днем, несмотря на календарные дни недели. Следует сказать, что католики понимают Успение Богородицы как Вознесение Богоматери. Официально изданный Катехизис Католической церкви, утверждённый Конференцией католических епископов, вместо термина «Вознесение Девы Марии» употребляет «Взятие на небо» и «Успение Девы Марии».

 
 

Коронование Богородицы является заключительным событием Вознесения Богоматери, это большой католический праздник, котрый отмечается 22 августа ежегодно. Именно Коронование Богоматери не является официальным выходным днем в отличие от Вознесение Девы Марии.

Благословенная матерь Божия после своей кончины и Вознесения, разумеется, была достойна принять «царство благолепия и венец доброты от руки Господней» и стать одесную Бога в славе царской, как о том говорили пророки. Именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Теперь на небесах Богоматерь предстоит по правую руку от Бога и Сына Своего, ходатайствуя пред ним за грешников.
«Избрание Её для воплощения Сына Божия совершилось от всех лиц Святой Троицы — от Отца, Сына и Святого Духа. И венчание Её на царство совершилось от всех лиц Святой Троицы: Бог Отец венчал Её как Свою Дщерь, Бог Сын венчал Её как Свою Матерь, Святой Дух венчал Её как Свою Невесту».

"В этот день обрели Небеса Благословенную Деву, возрадовались ангелы, торжествовали архангелы, Престолы пели и Господства музицировали, Начала сплетались голосами, а Силы играли на арфах, херувимы с серафимами, подхватывая гимны и восхваления, вознесли Её с благодарностями и прославлениями к трону божественного и высшего Владыки". (Яков Ворагинский, «Золотая легенда»)

 
 

Молитва в день Успения Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.

Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.

 
 

О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.

Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.

О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.

Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.

Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

 

 

Народные обычаи, обряды, поверья и приметы в день
Успения Пресвятой Богородицы

«В этот день принято было святить в церкви хлеб нового урожая. До возвращения из церкви никто не ест ни крохи. Все ждут священного куска хлеба.
Остатки хлеба тщательно заворачивали и клали под икону. Этими кусочками затем кормили больных, веря в их целебную силу.
Считается большим грехом уронить на пол хотя бы крошку от освященного хлеба, тем более растоптать ее ногами.»

 
 

Этот день в народе называют по-разному:Успение Пресвятой Богородицы, Великой Пречистой, Госпожинки (Оспожинки), Спожинки, Вспожинки, Дожинки, Обжинки, Госпожин День, Засидки, Начало Молодого Бабьего Лета
Богослужение
Богослужение, посвящённое двунадесятому празднику, невероятно трогательно и торжественно. Так что не поленись и сходи сутра в храм. Навряд ли ты выращиваешь хлеб и пожинаешь рожь, но раньше на службу крестьяне несли букеты из пшеничных колосьев для освещения. После Богослужения все молящиеся выходили вместе со священником в поле, где освещалось жнивьё.

Что нужно делать?
На Успение отмечали конец жатвы, поэтому праздник в народе называли Дожинки (Обжинки), то есть дожинали оставшийся хлеб. Вечером выходили всем селом на народные гуляния, пели песни, водили хороводы, провожали лето. Начиная с этого дня, к невестам засылали сватов, потому что осень на Руси была порой свадеб. Особенным на Успение был стол.

Что приготовить на Успение Пресвятой Богородицы?
Если соблюдать старые русские традиции, на Успение нужно позвать много гостей и обязательно
подать каждому гостю (непременно!) четвертушку водки, а к столу — запечённого петуха, обязательно
— яичницу, рыбу в любом виде и даже поросёнка. Вот так отмечают русские люди окончание
Успенского Поста.
Смерть лишь в понимании обычных людей означает конец, тьму, остановку... Дева Мария не умерла.
Не звучит это слово рядом с её именем. 28 августа ежегодно отмечается один из самых важных и
торжественных, входящих в разряд двунадесятых, праздников Русской Православной Церкви —
Успение Пресвятой Богородицы. Вся её жизнь — один большой подвиг смирения, терпения и
кротости. И даже сейчас она выступает «тёплой заступницей мира холодного», как очень удачно
высказался М. Ю. Лермонтов. Недаром она пообещала апостолам: "Радуйтесь, ибо я с вами во все дни..."

 
 

Обряды на Обжинки
В этот день святят жито и всё что растёт на поле, а также цветы.
Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14-15-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение - в молодёжных осенних посиделках.

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно». В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся - видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба.

В Обжинки же, как в весенние вечера, собираются парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собираются пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходят украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В некоторых местах в эти «осенины» отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу или иные поминальные дни.

На праздник Успение Пресвятой Богородицы существуют определенные обычаи:
Кто в Успение по росе без обуви пройдется, тот все болезни на себя соберет. Этот день и скорбный и радостный в тоже время. Скорбный этот день так как Богородица оставила землю. А радостным он считается так как она отправилась на небеса, где заняла место рядом со своим сыном Иисусом Христом. Сейчас она может слышать каждого человека и помогать, если ее про это просят. Но, не смотря на это, земля скорбит о данный потере, из-за этого, роса этого дня – это слезы Земли о своей заступнице.

Нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день – чтобы избежать проблем в жизни. Если этого дня натер мозоль старенькой обувью, то дорога к успеху будет достаточно трудным. Примета этого дня может открыть вам будущее. До этого люди целенаправленно надевали старую разношенную обувь, думали про то, какой вопрос их сильнее всего волновал, и шли в данной обуви по своим делам. В случае если проходил нормально и никакой мозоли не натер, то ваш вопрос конечно-же решится, можете даже не сомневаться. А в случае если вас угораздит прийти домой с натертыми ногами, то можете запамятовать о благополучном исходе вашего дела. Наверно, что-то получиться и вполне может, но, для начала, итог вполне может оказаться не полностью таким, как вам желалось. А кроме этого, нужно будет достаточно потрудиться, что-бы достичь даже данного результата. Кто-то скажет, что это суеверие, но это не совсем так.

 
 

До Успения парня не найдешь – до весны замуж не пойдешь. С Успенщины не успеешь присмотреть – зиму тебе в девках просидеть. До этого свадьбы не играли вскоре после знакомства. Какая бы сильная любовь не вспыхнула в сердцах молодых людей, они все же всегда соблюдали приличия. Должно пройти определенное число времени, на сегодня молодой человек и женщина наверно будут встречаться, а потом шли свататься. Конечно, исключения были постоянно, но это было крайне редко. Кроме того, пока будешь перебирать, может найтись более расторопная женщина, успеющая женить на себе того молодого человека, который, возможно был создан тебе самой судьбой. Как говорится, судьба судьбой, а зевать также не стоит. Можно так себе всю жизнь искалечить.

В это день разрешалось работать, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело ли кому-то нужно помочь. До Успения пахать – лишнюю копну нажать. Этот день в России считался официальным днем окончания жатвы. До Успения люди работали в поле от зари до зари. Тот, кто трудился в полную силу, в основном собирал отличный урожай. А любители погулять, которые не успели закончить жатву раньше дня, могли со временем совершенно запустить свое хозяйство. В добавок, в Успение было принято приходить на помощь тем, кто из-за недостачи рабочих рук не успевал собрать свой урожай. Но лентяям никто не ходил помогать. Помогали тем, где маленькая семья или же нет хозяина в доме. Другими словами, в случае если причина на самом деле уважительная.

За 3 дня до Успения и 3 дня после считалось наилучшим и удачным днями что-бы сеять озимые. Тогда земля хорошо принимает семена. Всходы появляются в нужное время, а самое главное они настолько сильные, что могут хорошо перенести даже самую суровую зиму. Тогда сама земля дает собственную силу посевам. Сегодня данная примета соблюдается далеко не всеми, кто работает на земле. Поэтому так часто в зимний период озимые погибают.

 
 
На Успение Пресвятой Богородицы девушки читали заговоры на любовь и привлечение женихов.
Ранее были достаточно популярно в праздник Успения читать заговоры на любовь для привлечения женихов. Для этого непосредственно утром 28 августа, проснувшись, при этом совершенно ни с кем не разговаривая, необходимо набрать совершенно небольшое количество воды, далее умываясь ею, приговаривать именно три раза следующие слова заговора: «Пресвятая Богородица, как ты всех венчаешь, как семьи объединяешь, так и мне помоги, жениха скорей найди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

По приметам на Успение определяли характер будущей осени, а также и зимы:

«Если на Успение ночь без росы, неделя мокрая». Если в ночь на Успенье на траве не было росы, то дождь шел всю неделю. До Успенья старались убрать урожай, чтобы не вымок под дождем».

«Если на Успение сильна роса и туман, то сорокадневное ведро». По росе на Успение определяли погоду начала осени. Если роса в этот день была обильная, то следующие 40 дней будет стоять хорошая погода. Такая погода всегда важна для завершения крестьянских работ и запаса урожая.

«Если на Успение гром гремит, добра не жди». Если на Успение собиралась гроза и слышались раскаты грома, то дожди лили почти беспрерывно в течение 40 дней. Осень в этом случае наступала рано и была холодной. Такая осень свидетельствовала о том, что зима будет ранней и голодной.

«Если на Успение роса до полудня не высохла, будет сушь». Если в этот день роса держится на траве очень долго, осенью может вообще не выпасть ни одного дождя. Зима наступит рано, снег ляжет на сухую землю и растает. За оттепелью будут сильные морозы. Зима будет долгая и суровая.

«Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.» Если на Успение на деревьях появляется иней, осень будет ранней и короткой, быстро наступят морозы. Если же на Успение сильный туман — долго будут стоять теплые Дни.

«Если сильный туман, хорошо уродится хмель и будет много грибов». Если на Успение густой туман, это указывает, что осень будет теплая, с частыми дождями, что даст хороший урожай грибов.

Если в этот день капельки росы повисают на кончиках листьев, непременно нужно ждать дождя. Также говорят: «Небо на Успение с утра хмурится — к вечеру жди дождя».

Приметы, поверья и поговорки

Морозы сразу после Успения - к продолжительной осени.
в случае если молодое бабье лето погожее - жди ненастья в старое бабье лето (с 14 по 21 сентября).
с Успенья солнце засыпает.
на Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Озимь этой за 3 дня до Успенья и 3 сразу после Успенья.
до Успенья пахать - лишнюю копну нажать.
Успенье - дожинки. Успенье - окончание жатвы, складчины, братское пиво.
Ходили на водоема и речки следить за водичкой: в случае если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима - без метелей.
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) ).
Молодое бабье лето ведряное - жди ненастья на старое.
Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается.
Успение провожай, осень встречай.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
«Прийшла Перша Пречиста — стає дівка речиста» (укр.).
Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту — в хаті речисто» (укр.).
Пришла Пречистая — сватов несёт нечистая (укр.).
До Успенья пахать — лишнюю копну нажать.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
В осень и у воробья пиво. «Спажa — хлеба дзяжа» (белорус.).
«Пeрша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.).
«Пeрша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливaє, Третя — снiгом укриває» (укр.).
В Успеньев день, в тёплую погоду, считается большим грехом ходить босиком (север.).
Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).

 
   

Значение праздника
Успение Пресвятой Богородицы

О чём рассказывает всем нам этот праздник — Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемый ежегодно 28 августа? Ведь недаром именно ему посвящён двухнедельный Успенский Пост, да и сам он является в череде православных праздников двунадесятым. Действительно, мысли о смерти Девы Марии печальны и светлы одновременно.

Печальны потому, что в этот день покинула грешную землю самая тихая, кроткая, смиренная и обродетельная Дева, какая только могла существовать в этом жестоком мире.

Светлы они оттого, что даже сегодня в минуты скорби и печали мы можем обратиться к Богородице с молитвой, и Она не откажет в помощи — ведь Она Заступница народная, так почитаемая народом.

Таким Успением Господь показал всем людям, насколько важна Пресвятая Богородица, как свято мы олжны Её почитать. Поэтому 28 августа задумайся о том, а насколько ты тиха, кротка, добродетельна и как часто ты обращаешься к Деве Марии с молитвами.

   

Особенности богослужения
Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 14 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без растительного масла, кроме суббот и воскресений, когда разрешается и растительное масло). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановлено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (и только в праздник Преображения разрешать вкушение рыбы)

   
Успение Пресвятой Богородицы в живописи
   


"Успение и Вознесение Богородицы" Кокси, Михиль ван (1499 - 1592)

 
 

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ЖИЗНЬ БОГОРОДИЦЫ

ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА

Copyright © 2012-2016
You-woman.com