Агата Кристи - королева детектива
В первом своем рассказе Агата выразила свою заветную детскую мечту: быть настоящей леди...
АГАТЫ КРИСТИ - БИОГРАФИЯ
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АГАТЫ КРИСТИ
ПЕРВОЕ ЗАМУЖЕСТВО АГАТЫ КРИСТИ
ЗНАКОМСТВО С МАКСОМ МЕЛЛОУЭНОМ
ВТОРОЙ БРАК АГАТЫ КРИСТЫ
ЦИТАТЫ АГАТЫ КРИСТИ
ПЕРСОНАЖИ ТВОРЧЕСТВА АГАТЫ КРИСТИ
ОТКРОВЕНИЯ АГАТЫ КРИСТИ
ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ МИРА
 

Агата Кристи
Биография

Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, (англ. Agatha Mary Clarissa, Lady Mallowan), урождённая Миллер (англ. Miller) - английская писательница, известная по фамилии первого мужа, как Агата Кристи. Автор детективной прозы, одна из самых публикуемых писателей за всю историю. Агата Кристи опубликовала более 70 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 2 миллиардов экземпляров и переведены более чем на сто языков мира.

 
 

Агата Кристи (имя при рождении - Агата Мэри Кларисса Маллоуэн) родилась 15 сентября 1890 в г.Торки, графства Девон (Англия). Она была младшей дочерью в семье Миллеров. Кроме Агаты было ещё двое детей: Маргарет Фрэри (1879-1950) и сын Луис Монтан «Монти» (1880—1929). Её мать, урождённая Маргарет Кларисса Бемер (1855-1926) была дочерью капитана британской армии, происходила из хорошей, но бедной семьи и в раннем детстве была отдана на воспитание тётке, вдове богатого американца, чей приёмный сын Фредерик Миллер (1846 - 1901) станет Кларе мужем.

 
 

Клара и Фред были разными людьми, и, как говорила Агата, именно это оказалось причиной их удачного брака. Флегматичный, ленивый Фред делил свою жизнь между полем для гольфа, карточным столом и чаепитиями в саду. Нервная, легковозбудимая Клара, обладавшая интуицией на грани ясновидения, предпочитала пищу духовную она постоянно чем-то увлекалась, то каким-нибудь новым философским учением, то новой религией, или вдруг новое течение в искусстве поглощало ее с головой. Агату крестили в англиканском приходе города Торки в графстве Девоншир под именем Мэри Кларисса Агата, и до одиннадцати лет она жила в поместье Эшфилд, семейном гнезде Миллеров.

Отец Агаты Кристи умер от воспаления легких в ноябре 1901 году, когда ей было всего одиннадцать лет. Из автобиографии Агаты Кристи: "После смерти папы изменились и условия жизни. Светское времяпрепровождение практически прекратилось. Кроме старых друзей мама ни с кем не виделась. Мы едва сводили концы с концами и вынуждены были соблюдать строжайшую экономию. Только так мы могли сохранить Эшфилд. Мама не устраивала больше званых обедов и ужинов. Вместо трех слуг остались двое."

 
 

Школу Агата не посещала, образованием ребенка занималась её мать, а затем гувернантка. В атобиографии Агата напишет: "Каждый день я занималась также орфографией, исписывая целые страницы трудными словами. Думаю, некоторую пользу эти упражнения мне принесли, но я всегда писала с кучей ошибок и делаю их по сей день."

В 1906 году Агату отправили в Париж, где она училась музыке, играла на пианино, прекрасно пела. "Две зимы и лето, проведенные мною в Париже, были едва ли не самым счастливым временем в моей жизни. Постоянно происходило столько радостных и неожиданных событий. В Париже жили несколько американских друзей моего дедушки, а его дочь пела в «Гранд Опера». Я отправилась слушать ее в роли Маргариты в «Фаусте». В пансионе девочкам не разрешалось слушать «Фауста», поскольку сюжет считался не convenable для les jeunes filles." Агата Кристи Автобиография Но ей всегда мешала застенчивость, в результате чего Агате никогда не удавалось хорошо сыграть или спеть.
Вскоре после возвращения из Парижа 1908 года, мама Агаты тяжело заболела. Врачи рекомендуют ей сменить климат, и на зиму они едут в Каир.

Замужество Агаты с Арчи Кристи

На одной из вечеринок она знакомится с Арчибальдом Кристи, пилотом Королевского Воздушного корпуса, приятным молодым человеком, который робко, но настойчиво начинает за ней ухаживать. Так началась романтическая история двух влюбленных, у которых не было денег на устройство семейной жизни; к тому же Арчи должен был уехать в Солсбери-Плейн, на летные курсы. В довершение всего и без того незавидное финансовое положение семьи Миллер вновь ухудшается, а у миссис Миллер катастрофически ослабевает зрение. За последующие полтора года то Арчи, то Агата неоднократно пытались расторгнуть помолвку, но каждый раз вызванный отчаянием благородный жест одного решительно не принимался другим... Между тем приближалась война.

В годы Первой мировой войны Агата Миллер работала медсестрой в военном госпитале, училась фармакологии. В это же время, в перерывах между дежурствами, начала писать детективы.

 
 


Агата и Арчи, 1919г. Фото

24 декабря 1914 года, в возрасте двадцати четырех лет, Агата выходит за него замуж. Почти сразу после церемонии Арчи был вынужден уехать во Францию, а Агата возвращается в свой госпиталь, где ее переводят в аптечное отделение.

Новые обязанности отнимали у нее гораздо меньше времени. Тогда-то подброшенная старшей сестрой Мэдж мысль - написать детективный роман - пускает корни. Новоприобретенные знания подсказывают идею романа, а знакомство с бельгийскими беженцами, жившими неподалеку, - “ключевой” образ. Прочие персонажи, как это часто бывало у Агаты Кристи, возникают благодаря случайно увиденным и совсем незнакомым людям. Чтобы ничто не отвлекало от работы, она берет отпуск и отправляется в Дартмур. Так появился первый детективный роман “Таинственное происшествие в Стайлз”.
Роман, сочиненный в 1915 году, около пяти лет путешествовал по издательствам.

В 1918 году окончилась война, и Агата совершенно забыла о судьбе придуманного ею бельгийского детектива.

В 1919 году Агата упрочила свое положение замужней дамы, родив дочь Розалинду. Она с головой погрузилась в семейную жизнь, которая была бы счастливой, если бы не нехватка денег. Арчи неплохо зарабатывал, но тратил еще больше, и, когда ему надоели жалобы жены, он, желая отвлечь ее, спросил: "А как поживают твои детективы?".

В 1920 Агата вспомнила о письме из издательства "Бодли Хэд", в котором ей предлагали 25 фунтов за публикацию "Таинственного преступления в Стайлс", изначально книга была отвергнута издательствами более пяти раз.

 
 

Книга Агаты имела успех, и Арчи сказал: "Теперь ты можешь заработать кучу денег!". Этой фразой он в одну минуту превратил Агату- любительницу в Агату-профессионала. Она поняла, что не перестанет писать, пока ей платят.

В январе 1922 года Арчи уговорил Агату отправиться в кругосветное путешествие. Он займется многообещающими проектами, в которые уже вложил все их сбережения, а она будет развлекаться. Так и было - первые две недели. Путешествие, счастливо начавшееся в Кейптауне, окончилось в Нью-Йорке, где Агата оказалась в дешёвой гостинице, практически без гроша, да ещё с Арчи, который заболел воспалением лёгких. Разумеется, никаких денег "многообещающие проекты" не принесли.

А потом наступил 1926 год, один из самых страшных в жизни Агаты Кристи. Заболела и умерла Клара. О Монти, брате Агаты, заговорили как о законченном наркомане. У Агаты начинаются неприятности с издателями после выхода романа "Убийство Роджера Экройда", в котором повествование ведётся от лица убийцы, её обвинили в нарушении канонов классического детектива. И наконец, Арчи объявил о том, что влюбился в другую женщину и хочет развода.

В ночь с 3 на 4 декабря 1926 года Агата Кристи исчезает. Десять дней полиция графства безуспешно разыскивает знаменитую писательницу, но находит лишь ее пустой автомобиль марки "моррис каули" и туфли из коричневой кожи, несомненно принадлежащие миссис Кристи. А 14 декабря Агата возвращается домой - свежая, полная сил и уверенная в себе.

Администрация санатория Харроугейт в графстве Йоркшир утверждала, что всё это время миссис Кристи провела у них под именем Терезы Нил. Косвенным подтверждением того, что в Харроугейте видели действительно Агату, стало то, что любовницу Арчи звали Нэнси Нил. Сама Агата до конца жизни виртуозно обходила этот вопрос, а одному надоедливому журналисту сказала, что ничего не помнит. С его легкой руки версия о временной амнезии и стала официальной.

Никто не знал, что тогда, в 1926 году, в жизни Агаты впервые появилась мисс Мэри Уэстмакотт, очаровательная блондинка, очень похожая на Агату в молодости. "Девушка из очень хорошей семьи, кажется, дальняя родственница знаменитого скульптора Ричарда Уэстмакотта, автора памятника Веллингтону в Гайд-парке, - рассказывала о ней Агата - Хорошо воспитана - настоящая леди! Вполне неплохо пишет, и, слава богу, не детективы".

Первый роман мисс Уэстмакотт (псевдоним Агаты Кристи) - "Хлеб исполина" - увидел свет в апреле 1928 году, когда Агата Кристи забронировала купе в "Восточном экспрессе" и собиралась отправиться в Багдад.
Это путешествие, на которое она решилась, чтобы прийти в себя после похорон матери, заточения Монти в психиатрическую лечебницу и развода с Арчи, подарило Агате сюжеты для новых романов и нового мужчину, который стал ее самой большой любовью.

 
 

В 1929 году Агата Кристи отменила поездку в Западную Индию и вместо этого отправиться на Восток.

В 1930 на раскопках древнего шумерского города Ур она познакомилась с молодым археологом Максом Мэллоуэном, одним из помощников сэра Ленарда. Он показал ей страну, познакомил с памятниками древней цивилизации, некогда существовавшей на ее территории, а когда сезон раскопок закончился, вызвался сопровождать в Англию.

“Я подумала тогда, - как, впрочем, часто думала и впоследствии, - какой чудесный человек Макс. Такой спокойный, он не торопится утешать. Он не говорит, а делает. Делает то, что нужно, и это оказывается самым лучшим утешением”.

По возвращении в Лондон Макс сделал ей предложение. Агата сомневалась - ее смущал и печальный результат предыдущего замужества, и разница в возрасте (Макс был моложе на четырнадцать лет), - но он настоял, и, разумеется, с согласия Розалинды, осенью 1930 года они поженились.


Агата и Макс на раскопках

 
 

В том же 1930 году Агата впервые знакомит мир с очаровательной старушкой мисс Марпл, выпустив роман "Убийство в доме викария", а также сопровождает мужа в археологические экспедиции и делает находки, многие из которых занимают сейчас почётные места в Британском музее.

В 1939 году, когда Англия объявила войну нацистской Германии, вышел знаменитый роман "Десять негритят". Макс и Агата переселились в поместье Гринвей Хаус.

Вторая мировая для Агаты ничем не отличалась от Первой: она снова была одна (Макс был послан переводчиком в Каир), снова работала в госпитале и ходила по магазинам с продуктовыми карточками, а когда по ночам слышала взрывы, спокойно переворачивалась на другой бок.

В 1943 родился внук Мэтью, второй любимый мужчина в ее жизни "Он обладает особым даром - чувствовать себя счастливым", - говорила о нем Агата.

В 1944 году Агата положила в банковский сейф два новых романа и написала завещание: авторские права на "Занавес" - последнее дело Пуаро - достались Максу, а мисс Марпл должна была обеспечить будущее Розалинды и Мэтью.

 
 

В 1945 году в Англии вышел сборник рассказов "Расскажи мне, как ты живёшь", основанных на переписке Агаты и Макса Мэллоун. И словно в ответ на эту книгу Мэри Уэстмакотт впервые показалась публике: в интервью нескольким британским газетам Агата Кристи призналась, что она и мисс Уэстмакотт - один и тот же человек.

Единственной, кого Агата посвятила в тайну Мэри Уэстмакотт, была её дочь Розалинда. Она собирала вырезки о "молодой писательнице", правила и отсылала в издательство рукописи и не рассказала об этом ни единой живой душе. Да и сама Агата Кристи, раскрыв инкогнито мисс Уэстмакотт, не спешила рассказывать, как и зачем она её придумала.

В 1952 году состоялась премьера самой знаменитой пьесы Кристи «Мышеловка», спектакль шел на лондонской сцене каждый вечер до начала восьмидесятых.

В 1955 году пьеса Агаты "Свидетель обвинения" удостоилась награды имени Эдгара По. Ассоциация американских детективных писателей присудила Агате первое в своей истории звание «Гранд-Мастер детективной литературы». В этом же году Агата и Макс отпраздновали серебряную свадьбу.

В 1956 году писательница получила высшую награду за свои произведения, когда была награждена Орденом Британской Империи.

В 1957 году свет увидел первый кинофильм, снятый по роману Агаты Кристи -"Свидетель обвинения" ("Witness for the Prosecution").


Агата Кристи с единственной дочерью, Розалиндой

 
 

В 1958 её избрали пожизненным президентом английского "Детектив - клуба".

В шестидесятые Агату Кристи назвали самым издаваемым англоязычным автором.

В 1965 году Агата окончила писать "Автобиографию Агаты Кристи" опубликована в 1977, которая заканчивается словами: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».

 
 


Агата Кристи и королева Елизавета II

В 1971 году за достижения в области литературы Агата Кристи была удостоена звания Кавалердама (англ. Dame Commander) ордена Британской Империи, обладательницы которого также приобретают дворянский титул «дама», употребляющийся перед именем.

Тремя годами ранее, в 1968 титула Рыцаря ордена Британской Империи был удостоен и муж Агаты Кристи, Макс Маллоуэн за достижения в области археологии.

В период с 1971 по 1974 годы самочувствие знаменитой писательницы значительно ухудшилось, медики предполагали, что Кристи страдает болезнью Альцгеймера. Тем не менее, 80-летняя Агата не сдавалась и продолжала творить. В те трудные времена из-под ее пера вышли такие книги, как "Слоны могут помнить" ("Elephants Can Remember"), "Врата судьбы" ("Postern of Fate"), "Ранние дела Пуаро" ("Poirot’s Early Cases") и многие другие.

 
 

В 1975 году, будучи совсем слабой, она передала все авторские права на свою самую успешную пьесу "Мышеловка" внуку Мэтью Причарду. Кроме того, Мэтью заведует фондом Agatha Christie Limited. В этом году читатели прочли «Занавес», в котором завершил свой жизненный путь знаменитый бельгийский сыщик.

"Королева детективов" скончалась 12 января 1976 года в своем доме. Писательница умерла после небольшой простуды, и была похоронена близ деревни Чолси. Макс, Розалинда и Мэтью тяжело переживали утрату, но всегда помнили слова Агаты: "Смерть - это самое большое приключение, которое только может случиться с человеком" До самых последних дней Агата сохранила чувство юмора и умение радоваться каждому наступающему дню: "Я люблю жизнь и знаю, что даже самые тяжелые испытания приносят в неё что-то хорошее". Она знала, о чем говорила: ведь именно в те десять дней, когда доведенную до отчаяния Агату Кристи искала вся британская полиция, родилась жизнерадостная Мэри Уэстмакотт.

 
 


Агата Мэри Кларисса Миллер, в возрасте четырех лет, портрет кисти Дугласа Кона (Douglas Connah) 1894г


Агата в детстве


Поместье Эшфилд в Торки


Агата Кристи с отцом Фредериком Миллером


Агата перед замужеством

Детство и юность Агаты

Детские годы Агаты прошли в поместье Эшфилд в Торки. Эшфилд остался в памяти Агаты символом счастливого детства. "Несмотря на то, что мои родители любили светскую жизнь, в Эшфилде у меня были тишина и возможность уединиться", - вспоминала Агата много лет спустя. Потребность в уединении возникла у Агаты очень рано: уже в четыре года компании сверстников она предпочитала общество йоркширского терьера Тони, разговоры с няней и семейство котят, созданное её богатым воображением.

Её считали девочкой не слишком сообразительной. Но это не влияло на родительскую любовь к дочери. Мама и папа вынуждены были констатировать: в отличие от брата Монти и сестры Мэдж - живых, энергичных, никогда не лезущих за словом в карман, - маленькая Агата только и делала, что терялась, смущалась и запиналась.

Не блистала Агата и в учебе. Впрочем, в ту пору учеба для девочки представлялась понятием вполне абстрактным, и даже посещать школу не было никакой необходимости. Барышень с малолетства готовили исключительно к удачному замужеству, их обучали рукоделию, музыке, танцам. Однако грамотному письму внимание уделялось и тогда: удачно ответить на галантное послание будущего кавалера - не шутка. Так вот, с грамматикой у Агаты были проблемы всегда. И до самого конца своих дней, став уже великой писательницей, то и дело допускала грубые грамматические ошибки.

Агата совершенно игнорировала игрушки, которые приобретались родителями, могла часами катать по садовым дорожкам старенький обруч. Позже Агата Кристи так вспоминала эти игры:
«Размышляя о том, что доставляло мне в детстве наибольшее удовольствие, я склоняюсь к мнению, что твердое первенство принадлежало обручу, этой самой простой игрушке, которая стоила… сколько? Шесть пенсов? Шиллинг? Никак не больше. И какое неоценимое облегчение для родителей, нянь и слуг! В погожий день Агата идет в сад играть с обручем, и все могут быть совершенно спокойны и свободны, вплоть до следующей трапезы, или, точнее говоря, до момента, когда даст о себе знать голод.

Обруч по очереди превращался в коня, морское чудовище и железную дорогу. Гоняя обруч по тропинкам сада, я становилась то странствующим рыцарем в доспехах, то придворной дамой верхом на белом коне, Кловером (из «Котят»), совершающим побег из тюрьмы, или - несколько менее романтично - машинистом, кондуктором или пассажиром на трех железных дорогах моего собственного изобретения.

Я разработала три ветки: «Трубная» - железная дорога с восемью станциями протяженностью в три четверти сада, «Баковая» - по ней ходил товарный поезд, обслуживающий короткую ветку, начинавшуюся от огромного бака с краном под сосной, и «Террасная» железная дорога, которая шла вокруг дома. Совсем недавно я обнаружила в чулане лист картона, на котором каких-то шестьдесят лет назад коряво начертила план железнодорожных путей.

Никак не могу постичь теперь, почему мне доставляло такое неизъяснимое удовольствие гнать перед собой обруч, останавливаться и кричать: «Ландышевая». Пересадка на «Трубную». «Труба». «Конечная. Просьба освободить вагоны». Я играла так часами. Наверное, это были великолепные физические упражнения. Я со всей прилежностью постигала искусство так бросать свой обруч, чтобы он возвращался ко мне, этому трюку меня научил один из наших друзей - морских офицеров. Сначала у меня ничего не получалось, но я упорно пробовала снова и снова и наконец уловила нужное движение - как же я была счастлива!»

Однажды няня, понаблюдав за девочкой повнимательнее, обнаружила, что Агата, оставаясь в одиночестве, беспрерывно разговаривает сама с собой. То есть даже не с собой, а с несуществующими собеседниками. Дома она вела долгие беседы с какими-то котятами, а в саду здоровалась с деревьями и расспрашивала их о происшествиях минувшей ночи...
Маленькая Агата любила слушать истории приезжавших из колоний родственников и тайно мечтала увидеть весь мир своими глазами. Но дома ее готовили к другой роли – роли добропорядочной жены: учили искусству угождать мужу и хорошо стряпать.

Мать Агаты считала, что детям нельзя позволять читать, пока им не исполнится восемь лет. Но с самого раннего детства маленькая Агата проявляла повышенный интерес к «буковкам-закорючкам». Уже в четыре года, на удивление няне и родителям, она самостоятельно начала читать - и с тех пор не расставалась с книгами. Сборники сказок становятся для нее самым желанным подарком на праздники, а библиотека в учебной комнате подвергается частым набегам.

Настольной книгой Агаты стала «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. А первый услышанный ею детектив – «Голубой карбункул» Артура Конана Дойла – рассказала маленькой Агате ее сестра Мэджи. Как потом вспоминала Агата, именно тогда «в каком-то уголке моего мозга, где рождаются темы для книг, появилась мысль: «Когда-нибудь я сама напишу детективный роман». Впоследствии именно со стиля Конана Дойла училась писать свои детективные рассказы писательница Агата Кристи.

Первый рассказ Агата написала в 1896 году, выразив в нем свою заветную детскую мечту: быть настоящей леди. Это значило "всегда оставлять на тарелке немного еды, наклеивать на конверт лишнюю марку и надевать чистое белье перед поездкой по железной дороге на случай катастрофы".

Агата покорно следовала этим и еще тысяче наставлений няни и как-то спросила, когда же, наконец, она станет леди Агатой? Няня, убежденная реалистка, ответила: "Этого не случится никогда. Леди Агатой можно только родиться, то есть быть дочерью графа или герцога". Агата очень расстроилась. И, как выяснилось впоследствии, совершенно напрасно. Через несколько десятков лет она все же станет леди Агатой, и мечту, разрушенную няней, воплотит в 1971 году Её Величество королева Елизавета.

А пока Агата обучалась подобающим леди манерам, брала уроки игры на рояле и занималась с домашней учительницей. Читать она начала рано, но чистописание, грамматика и орфография давались ей куда тяжелее Уже став знаменитой, Агата Кристи продолжала писать с ошибками. Зато математика приводила её в восторг. Агате казалось, что за условиями самых простых задач типа "У Джона пять яблок, у Джорджа - шесть" скрывается самая настоящая интрига. Кто из этих мальчиков любит яблоки больше? Откуда они вообще взяли яблоки? И не случится ли что-нибудь с Джоном, если он съест яблоко, подаренное ему Джорджем?

Жизнь Агаты, как и всей семьи Миллер, была беззаботной: устойчивый доход в виде процентов с дедушкиного капитала, светское общество в Эшфилде, летние поездки во Францию... "Я не подозревала, что за дверями детской есть другой, не такой приятный мир", - вспоминала Агата.

Но в ноябре 1901 года умер отец Фред Миллер. Оглушенная горем, одиннадцатилетняя Агата не сразу поняла, что жизнь семьи изменилась. Клара неделями не выходила из своей спальни, отказываясь общаться даже с детьми. Мэдж, гордость отца, вышла замуж. Монти переживал смерть отца тяжелее других: он был любимцем Фреда и, не в силах оставаться в опустевшем доме, завербовался добровольцем в Индию.

 
 

В довершение всего выяснилось, что финансовое положение семьи далеко не так устойчиво, как казалось. Наследства не хватало даже на содержание дома, и только помощь родных позволила Кларе избежать продажи Эшфилда. Семья распадалась на глазах, и Агата отчаянно цеплялась за то единственное, что осталось неизменным: она более чем когда-либо старалась быть леди. На своем воображаемом гербе она написала девиз королевы Марго "Улыбайся, даже если рухнет Вселенная".

"Тогда я и поняла, что быть леди - это не значит носить красивые платья, - вспоминала Агата много лет спустя. - Быть леди - значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь, и не жаловаться, даже если кажется, что сил больше нет". Этот урок пригодится Агате еще много раз.

 
 

В эти тяжёлые годы Агату всячески поддерживает её сестра Мэдж. По ее настоянию Агата отсылает одно из своих стихотворений (как все викторианские барышни, она писала стихи) в местную газету - и его публикуют! В доме заводят традицию семейных чтений, и однажды Мэдж открывает том Артура Конан Дойла.

Агата навсегда запомнила рассказ "Голубой карбункул" - это было её первое знакомство с детективом.
Предоставленная сама себе, Агата читала всё, что попадалось под руку, часами просиживала за роялем и даже сочинила оперетту. Она уже вступила в тот возраст, когда задумываются о дальнейшей жизни.

Колебаний у Агаты не было: она с пелёнок знала, что её ждут замужество и семейная жизнь. Воспитанная в викторианских традициях, Агата была довольна таким будущим и решительно не желала перемен в настоящем. Однако семейный совет решил, что младшей Миллер пора покинуть детскую. "У леди должно быть приличное образование", - утешала себя Агата, собираясь в парижский пансион, куда её отправили в 1906 году.

В первом пансионе Агата продержалась лишь несколько месяцев. Она очень скучала по дому - и очень плохо училась.


Агата Кристи в танцевальном классе в Торки - Агата в центре

 
 

Её личным рекордом стали двадцать пять ошибок в диктанте и обморок перед школьным концертом, на котором Агата должна была сыграть две маленькие фортепианные пьесы. Тогда она впервые испытала непреодолимый страх сцены и позднее не раз шутила, что выбрала профессию писателя только потому, что писатель может годами не выходить на люди.

Следующие два года Агата провела в пансионе мисс Драйден в Париже, а когда вернулась домой, родственники не узнали "несообразительную" Агату: за время учёбы она превратилась в красивую блондинку с длинными, ниже пояса, волосами и томным взглядом голубых глаз. Агату пора было выводить в свет, и Кларе, еще не оправившейся после легкого ранения Монти и огромных долгов, которые он наделал в Лондоне, пришлось собраться с силами, чтобы на фоне других юных дебютанток её дочь не выглядела нищенкой. Затраты оправдались: уже через месяц у Агаты не было отбоя от женихов.

Она, впрочем, не торопилась. Влюблённые мужчины казались Агате "беспомощными баранами", не способными высказать ни единой дельной мысли. "Они так и напрашивались на злые шутки, - смеялась Агата много лет спустя - Но в те времена леди не могла даже подумать о том, чтобы высмеять мужчину".
Однако пора было всерьез задуматься о замужестве. В Англии начала XX века между знакомством и свадьбой иногда проходили годы, и Агата, которой было уже девятнадцать, решила остановиться на Реджинальде Льюси, серьёзном молодом военном. Состоялась "неофициальная помолвка", о которой знали лишь сами молодые и их семьи. Агата настаивала на немедленной свадьбе, но благоразумный Реджи отложил её на два года, сказав, что, если Агате подвернётся "более выгодная партия", он всё поймет и не станет препятствовать её счастью. Так и случилось, Агата познакомилась с Арчи Кристи, с которым обвенчалась в 1914 году.

 
 

Агата Кристи и Макс Маллоуэн

Второй брак Агаты Кристи

Встреча с Максом Мэллоуэном
Друзья Агаты, археолог Леонард Вулли и его жена, пригласили её на раскопки в древний шумерский город Ур, где Кристи и обратила внимание на молодого человека, имя которого Макс.

Макс Мэллоун работал у Леонарда ассистентом. Он преданно выполнял все ее капризы миссис Вулли и, похоже, считал, что позволять собой помыкать – в порядке вещей.

Агата узнала, что Макс, обожавший свою мать-француженку, совершенно неспособен находить общий язык с ровесницами. Зато легко ведет себя с дамами старшего возраста.
Именно Кэтрин Вулли невольно сделала все, чтобы Макс заинтересовался Агатой.

 
 

Она принесла ему роман «Убийство Роджера Экройда» и пересказала сюжет. Не смутившись присутствием Агаты, Макс сказал: «Теперь мне и подавно нет смысла читать эту книгу. Ведь я уже знаю конец».

 
 

Чтобы сгладить бестактность своего молодого протеже, Кэтрин попросила Мэллоуна организовать для Агаты экскурсию по раскопкам. Макс, слишком уставший от капризов Кэтрин, был в восторге от сдержанной, застенчивой и рассудительной Агаты.

Впоследствии они рассказывали, что Макс влюбился в Кристи после того, как она спокойно проспала несколько часов в пустыне, пока он чинил сломавшийся автомобиль.

У Агаты не возникло желания возвращаться в Англию, и она решила поехать с супругами Вулли в Грецию – ей хотелось увидеть античные храмы… и провести немного больше времени с Максом. Их дружба становилась все крепче и потихоньку превращалась в нечто большее. Во всяком случае, некоторые воспоминания Агаты совершенно недвусмысленны: «Мы провели счастливый день на пляже, купаясь в великолепном теплом море. Макс собрал для меня огромный букет желтых ноготков. Я сплела из них венок, он надел его мне на шею, и мы устроили пикник среди необозримого желтого моря цветов». Но путешествие пришлось прервать – в Афинах Агату ждала телеграмма: у ее дочери Розалинды воспаление легких.

Неожиданно для всех сопровождать писательницу в Англию вызвался Макс.

Прибыв в Лондон и убедившись, что ребенок вне опасности, Агата вдруг обнаружила, что не хочет расставаться с Максом и что её совсем не интересуют другие мужчины, которые крутились вокруг нее после развода. Каждый раз, бывая в Лондоне по делам, Агата приглашала Макса пообедать. И однажды позвала в свое поместье, где и познакомила со своей дочерью, Розалиндой. Девочке молодой археолог показался симпатичнее, чем другие ухажоры матери.

Именно эти «другие ухажеры» – на самом деле их было не так уж и много – и подтолкнули Макса к решительным действиям. Позже он признался, просто побоялся, что Агата выберет одного энергичного и решительного сорокалетнего полковника.

В один из вечеров, когда Макс, гостивший в доме Агаты, зашел пожелать ей спокойной ночи и между прочим сообщил, что хотел бы на ней жениться. Кристи это не просто удивило – она была ошеломлена! И первой реакцией был отказ: она намного старше, разведена, воспитывает дочь и не хочет больше иметь детей.

Макс опровержил ее аргументы один за другим: разница в возрасте – не помеха, он всегда хотел жениться на женщине старше себя, потому что легкомысленные ровесницы его совершенно не интересуют. Дочь Агаты Розалинда относится к нему совсем неплохо. А что касается детей, то нежелание Кристи еще раз стать матерью его не смутило. Двухчасовая беседа Макса о будущем завершилась словами: «Уверен, вы захотите выйти за меня, если хорошенько подумаете».

 
 

Когда Мэллоун уехал, Агата впала в депрессию. Причин для этого, казалось Кристи было предостаточно.

Во-первых, она не верила в то, что из союза, где женщина на четырнадцать лет старше мужчины, выйдет что-то хорошее. Жизненный опыт ей подсказывал, что отношение Макса к браку и детям с годами может измениться. Пережив первый развод, Агата больше всего боялась, что это может повториться.

 
 


Агата и Макс на раскопках

Несколько месяцев Агата Кристи разрывалась между двух огней - любовью и долгом: «Я вдруг поняла, что нет на свете ничего восхитительнее, чем стать его женой. Если бы только он был постарше, или я – помоложе».

Точку в этих мучениях поставила её дочь Розалинда. На вопрос матери, не будет ли она против, если в их доме снова появится мужчина, девочка ответила: «Мне бы только не хотелось, чтобы ты выходила за полковника. А Макс… По-моему, это лучше всего. Мы могли бы завести свою лодку. Он неплохо играет в теннис. И он может быть во многом полезен».

Однако оптимизма Розалинды не разделяли взрослые родственники Агаты и ее друзья. Во-первых, им казалось, что все происходит слишком уж быстро. Во-вторых, они считали, что Кристи поддалась магии путешествий и жизни археологов.

Агате даже предлагали установить для Макса двухлетний испытательный срок: якобы, за это время он окончательно разберется в своих чувствах.
Но Мэллоун не хотел ждать ни два года, ни даже шесть месяцев, которые в качестве компромисса предложила Агата.

 
 

Брак Агаты Кристи и Макса Мэллоуэн

Во избежании шума, Агата и Макс решили пожениться тайно. На скромной церемонии в эдинбургском соборе святого Коломбо присутствовали лишь несколько самых близких людей.

Накануне венчания Агата чуть было не сбежала: ее привела в ужас мысль, что Макс – ровесник ее племянника. Кроме того, любимая сестра Агаты, никогда не одобрявшая идею этого брака, отказалась приехать на церемонию: «Я буду все время плакать и всех расстраивать».

За несколько дней до свадьбы Кристи была готова все отменить: ей по-прежнему казалось, что она ломает Максу жизнь. Но стоило ему приехать, как к Агате вернулась уверенность. Свадьба получилась именно такой, какую она хотела: красивая тихая церемония, которую чудом удалось скрыть от назойливых журналистов.

По признанию Агаты, сразу после того, как Макс надел на ее палец обручальное кольцо, все страхи улетучились. Она снова стала замужней женщиной, и никакие кривотолки не могли этого изменить.


Агата Кристи с Максом Меллоуэном
 
 


Агата Кристи


Агата Кристи и ее муж Макс Мэллоуэн 1946 г


Агата Кристи


Агата Кристи и ее муж Макс Мэллоуэн. 1974

Сразу после венчания Макс уехал в Лондон, заканчивать приготовления к очередной археологической экспедиции. А Агата, уже в статусе миссис Мэллоун, вернулась к себе домой. Настоящими супругами они почувствовали себя лишь в Венеции – это романтическое путешествие стало сюрпризом, который Макс устроил своей жене.

С самого начала их семейной жизни Агата убедилась, что жизнь с молодым археологом будет очень нелегкой. Уже в свадебном путешествии Агата столкнулась с тем, что впоследствии всегда будет называть «археологическим сдвигом»: в греческом Эпидавре, на романтических руинах античного амфитеатра, Макс оставил новобрачную в одиночестве – вместо того, чтобы наслаждаться обществом любимой, он весь день изучал древние надписи в местном музее. Через несколько дней Мэллоун устроил для Агаты поездку в горную деревню.

Кристи провела четырнадцать часов верхом на упрямом муле, очень устала, но позволила себе шутливый упрек: «Тебе вообще не следовало жениться, если ты неспособен понять, что чувствует женщина после такого путешествия!»

А по окончании медового месяца Макс преподал Агате урок, который она запомнила на всю жизнь: уехал на раскопки, оставив заболевшую жену в Афинах, – работа и долг превыше всего. Немного оправившись. Кристи вернулась в Англию: Макс дал понять, что ее присутствие в археологической экспедиции нежелательно. Именно тогда Агата Кристи приняла решение, которое в конечном итоге и помогло ей создать крепкий счастливый брак. Отныне её статус и род занятий обозначался, как «жена археолога».

Будучи уже знаменитой писательницей и самым популярным автором детективов своего времени, Агата Кристи уделяла очень мало времени для собственной карьеры. Свои книги она писала чтобы убить время и развлечь себя, и это служило хорошим дополнительным доходом.

Агата никогда не настаивала на том, чтобы семья относилась к ней как к человеку творческой профессии. Долгие годы она не имела своего кабинета, писала свои детективы где придется.

«Все, что мне нужно, – это устойчивый стол и пишущая машинка. – говорила она. - Мне всегда было немного неловко «идти писать». Если мне удавалось уединиться, закрыть дверь и сделать так, чтобы никто не мешал, я забывала обо всем на свете и неслась вперед на всех парусах». А именно в первый год замужества Агата создала свою знаменитую мисс Марпл и впервые вывела на сцену Эркюля Пуаро, написав театральную пьесу-триллер.

С мужем Агата виделась нечасто: Макс все время был на раскопках в Уре. Через год Кристи решила: надо что-то менять. Тем более что и Максу не нравилась идея сделать жену домохозяйкой. Он очень хотел, чтобы Агата разделяла его интересы, и сожалел, что она не обладает достаточными знаниями, чтобы стать его помощницей.

Агата решила все исправить и взялась за дело со свойственной ей основательностью. Она прочитала огромное количество книг по истории, начала изучать древние языки и записалась на курсы фотографии, чтобы иметь возможность помогать мужу.

Мэллоун никогда не отрицал, что своей блистательной карьерой археолога он во многом обязан жене. Агата была одной из немногих, кто поддержал Макса, который решил заняться раскопками самостоятельно. До этого, как известно, он работал помощником у прославленных археологов, и его собственная репутация в научном мире была довольно скромной.

Затею Макса раскопать небольшой курган в окрестностях Мосула многие ученые мужи называли авантюрой. В какой-то момент и сам он готов был отказаться от этой идеи. Но Агата не была бы собой, если бы не сумела снова разжечь его любопытство: «Неужели тебе неинтересно, зачем люди тысячи лет назад создавали такие прекрасные вещи? И что это были за люди?»

Агата и Макс рискнули и выиграли. Найденные в Ираке предметы и написанная Максом по окончании раскопок книга сделали его звездой в британском научном обществе. Агата, по ее словам, «лопалась от гордости» за мужа, не забывая, впрочем, писать свои «несерьезные книжки».

Доходы от этих «книжек» позволили Агате и Максу купить поместье Гринвей – просторный дом с садом и солидными дворовыми постройками. Но, наслаждаться новым домом им пришлось недолго – началась Вторая мировая война.

Макс вступил в отряд самообороны. Его участники занимались в основном тем, что патрулировали лондонские пабы. Сама Агата, вспомнив свое аптекарское прошлое, устроилась работать в больницу.

Когда война перестала быть чем-то далеким и на Лондон посыпались бомбы. Агата растерялась: она понятия не имела, как вести себя в ситуации, когда каждый день может стать последним.

«Постарайся привыкнуть. – посоветовал Макс. – Это не так трудно, как кажется». Большинство женщин восприняли бы этот совет как личное оскорбление. Но Агата предпочла ему последовать. Она каждый день уговаривала себя встать с постели и жить обычной жизнью. И уже через несколько недель, по ее собственным словам, ложась спать, не ворочалась в постели, ожидая бомбежки, а прикрывала голову подушкой на случай, если посыплются выбитые стекла, – и спокойно засыпала.

Ее равновесия не нарушал даже тот факт, что она месяцами не имела известий от мужа - Макса отправили служить в Северную Африку. Их совместным девизом стало «Что бы ни случилось - надо жить дальше».

После войны Макс вернулся домой живым и здоровым. За годы войны популярность писательницы выросла настолько, что Агата Кристи стала, как сказали бы сейчас, брендом: просьбы об интервью, приглашения на всевозможные светские мероприятия, банкеты в ее честь.

В какой-то момент Макс, вполне состоявшийся ученый, начал чувствовать себя «мистером Агата Кристи». Агата сделала все, чтобы муж поскорее уехал на очередные раскопки в Багдад – и помогла найти инвесторов. Сама тоже поехала с ним.

Вместе они прожили 45 лет, и все эти годы достижениями своего мужа Агата Кристи гордилась больше, чем своими собственными.

 
 

Агата Кристи. 1914г.

Цитаты Агаты Кристи

Дети способны на проницательные оценки происходящего, точные суждения о характерах, но понятия «как» и «почему» ускользают от них полностью.

Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивка, приготовление изысканных блюд, живопись, сочинение музыки или стремление писать рассказы и романы.

Cтpанная все-таки вещь - интуиция, и отмахнуться от нее нельзя, и объяснить невозможно.

Взаимная привязанность мужчины и женщины всегда начинается с ошеломляющей иллюзии, что вы думаете одинаково обо всем на свете.

Восхищаться мужчиной на протяжении всего брака безумно скучно, и кончается это ревматическими болями в области шеи.

Если бы я могла сделать подарок новорожденному, я выбрала бы только одно: хороший характер.

Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге.

В девяносто девяти случаях женщины ведут себя как дуры, но на сотый оказываются хитрее мужчин.

Здравый смысл - скучная вещь. Каждый должен быть немножко сумасшедшим, с легкими завихрениями, и тогда жизнь покажется в новом свете, в совершенно неожиданном ракурсе.

Когда расцвет сменяется увяданием, вы стары. А уж если стары, то возраст не имеет никакого значения.

 
 

Интимная близость была большой редкостью, потому что молодые люди обычно придерживались очень высокого мнения о девушках, и если бы разразился скандал, то в глазах общества погибли бы оба.

 
 


Агата Кристи

Агата Кристи


Агата Кристи. 1920г

Агата Кристи в Париже в 1906 г

Влюбленный мужчина представляет из себя жалкое зрелище.

Женщины не умеют ждать, помните об этом.

Кто знает, где проходит граница между неудавшейся жизнью и счастливой.

Любить всю жизнь одного человека - это привилегия, и неважно, если за нее приходиться расплачиваться долготерпением.

Мне кажется огорчительным, что мы, поначалу мудро объявив себя слабым полом, нынче сравнялись в положении с первобытными женщинами, которые целый день гнули спину.

Не знаю точно, что приводит к дружбе между женщиной и мужчиной, - по своей природе мужчины никогда не хотят дружить с женщиной.

Мужчин опасность подстерегает повсюду, а женщин, главным образом, в любви.

Мужчина всегда придает особое значение прошлому своей жены.

Не хочу сказать, что женитьба - дорога в рай. Черт побери, говоришь себе, я не хочу попадать под ее каблук! Но это неизбежно, и такое положение дисциплинирует мужчину.

Мужчина - защитник процветал в викторианскую эпоху, но что же ему делать теперь?

Мужьям небезопасно говорить правду об их женах! Забавно, но женам говорить правду о мужьях можно совершенно спокойно!

Мне всегда было непонятно, почему худшие из мужчин вызывают интерес у лучших женщин.

Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, всё остаётся живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается.

Сколь малого требует первая любовь. Она не требует ничего - ни взгляда, ни слова. Чистое обожание.

Но так уж устроена жизнь. Когда вы молоды, вы молоды; когда обретаете зрелость, вы «в расцвете лет»; но когда расцвет сменяется увяданием, вы стары. А уж если стары, то возраст не имеет никакого значения.

По-настоящему любит тот, коrо меньше любят.

Там, где речь идет о любви, женщины мало думают о гордости, если вообще о ней думают. Гордость - это нечто, что не сходит у них с языка, но никогда не проявляется в делах и поступках.

Я не знаю ненависти более сильной, чем ненависть мужчины, которого судьба заставила полюбить против собственной воли.

Брак означает больше, чем любовь. Самое главное тут - уважение. Только не надо путать его с восхищением.

Я вышла замуж за археолога, потому что это единственный мужчина, который тем больше интересуется своей женой, чем она старше.

Друзей можно разделить на две категории. Одни вдруг возникают из вашего окружения и на время становятся частью вашей жизни. Как в старомодных танцах с лентами. Они проносятся сквозь вашу жизнь, так же, как вы через их. Некоторых запоминаете, других забываете. Но существуют и другие, не столь многочисленные, которых я назвала бы «избранными»; с ними вас связывает подлинная взаимная привязанность, они остаются навсегда и, если позволяют обстоятельства, сопровождают вас всю жизнь. Я бы сказала, что у меня таких друзей семь или восемь – в основном мужчины. Что касается женщин, то они скорее относятся к первой категории.

Я была хороша собой. Разумеется, стоит мне теперь заикнуться об этом, вся моя семья разражается хохотом. В особенности дочь и ее друзья.

Нет большей ошибки в жизни, чем увидеть или услышать шедевры искусства в неподходящий момент.

Человек, который так и не повзрослел, самый опасный человек - думает, что ему все дозволено...

Время - такая неопределенная штука. Одному кажется очень долгим. Другому - наоборот.

Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.

В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки.

Чудесно все-таки заведено в природе. Любой мужчина, с виду совсем не привлекательный, обязательно становится избранником какой-то женщины.

Есть поговорка, что о мёртвых надо говорить либо хорошо, либо ничего. По-моему, это глупость. Правда всегда остается правдой. Если уж на то пошло, сдерживаться надо, разговаривая о живых. Их можно обидеть - в отличие от мёртвых.

Зло, сделанное человеком, зачастую переживает его самого.

Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде.

Ничто так не тяготит, как преданность.

Если секрет знают больше, чем двое, это уже не секрет.

Какие минуты были самыми важными в твоей жизни, узнаёшь, когда уже поздно.

Молодым кажется, что старики глупы, но старики-то знают, что молодые - дурачки!

Привычка - это то, чего ты сам уже не замечаешь.

Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать.

Тот факт, что будильник не прозвенел, изменил уже много человеческих судеб.

Умный человек всегда осторожен, даже во сне.
Источник: Агата Кристи "Автобиография"

 
 


Агата Кристи

Персонажи детективных романов
Агаты Кристи

Мисс Марпл
Джейн Марпл (англ. Jane Marple), известная как мисс Марпл - любимый персонаж детективов Агаты Кристи. Марпл - старая дева, детектив-любитель, живущая в небольшой английской деревне Сэнт-Мэри-Мид.

Прообразом Мисс Марпл стала бабушка Агаты Кристи, которая, по словам писательницы, «была беззлобным человеком, но всегда ожидала самого худшего от всех и вся, и с пугающей регулярностью её ожидания оправдывались».

Впервые мисс Марпл появилась в рассказе «Тринадцать загадочных случаев», который был опубликован в журнале «The Royal Magazine» в декабре 1927 года, а в 1930 году мисс Марпл становится главной героиней в романе «Убийство в доме викария».

В 1940 году Агата Кристи написала роман «Забытое убийство», последний из серии о Мисс Марпл, но не стала его публиковать, чтобы не расстраивать читателей, которые ждали новых приключений старушки. Роман был опубликован лишь в 1976 году, спустя некоторое время после смерти самой Кристи.

В период с 1942 по 1971 годы вышло ещё десять романов, в которых главной героиней была мисс Марпл. Также она встречается в сборнике рассказов «Последние дела мисс Марпл».

 
 

По словам внука писательницы Мэтью Причарда, из придуманных ею героев Кристи больше нравилась мисс Марпл - «старая, умная, традиционная английская леди».

Мисс Джейн Марпл - старая дева, скромно живущая в небольшой английской деревне Сэнт-Мэри-Мид. Её основные занятия - уход за растениями в небольшом садике и различные общественные поручения, которые она выполняет часто и с охотой (например, сбор пожертвований на различные местные мероприятия).

Периодически она выбирается куда-нибудь, чтобы навестить знакомых, родственников или просто отдохнуть. Постоянно что-нибудь вяжет, дарит вязаные вещи знакомым, родственникам, или отдаёт на благотворительные нужды. Очень любопытна. В своей деревне знает всё обо всех, живо интересуется жизнью соседей, всегда в курсе всех событий, слухов и сплетен. В деревне у неё нет родных, только подруги, в число которых входит большинство пожилых соседок. Её племянник Раймонд - писатель, он живёт в США, временами приезжает в Лондон, не забывает тётушку и периодически помогает ей.

 
 

Мисс Марпл выглядит непрезентабельно, её речь нередко может показаться несвязной и путанной, но при этом у старой леди сильный характер и великолепный аналитический ум, который она упражняет, разгадывая встречающиеся на её жизненном пути загадки и необычные случаи.

Романы о мисс Марпл посвящены случаям, когда где-то поблизости от неё происходят убийства, она тут же начинает собственное расследование. Полиция относится к её присутствию неодобрительно, хотя некоторые полицейские проникаются к ней уважением и советуются по ходу расследования дела.

Мисс Марпл подозревает всех, независимо от репутации, общественного положения и личных симпатий. Она оценивает факты такими, какими их видит, не пытаясь строить скороспелые версии. Богатый жизненный опыт позволяет ей обращать внимание на детали, которые часто ускользают от профессиональных детективов.


Мисс Марпл

 
 

Наконец, внешность и манеры поведения приятной в общении старушки-сплетницы дают возможность, не вызывая подозрений, разговаривать с людьми на самые разные темы, спрашивать об их личной и семейной жизни, родственниках, денежных делах, просить показать семейный альбом, задавать множество нескромных вопросов и получать на них ответы.

В эфире британского телевидения в 2013 году появятся три новых художественных фильма о расследованиях и прочих приключениях знаменитой героини-детектива Агаты Кристи по имени Мисс Марпл. Эта новость стала поводом для празднования среди поклонников писательницы и ее самого главного персонажа.

Корпорация ITV заявила, что первый фильм, съемки которого пройдут в Южной Африке, будет называться «Карибская тайна». Главную роль во всех трех новых фильмах исполнит любимица зрителей Джулия Маккензи. По сюжету вместо того, чтобы спокойно и беззаботно отдыхать на потрясающей красоты пляже, старушка занимается раскрытием тайны очередного убийства. На этот раз жертвой становится сосед Мисс Марпл по гостинице.

 
 


Экрюль Пуаро

Эркюль Пуаро
Эркюль Пуаро - литературный персонаж писательницы Агаты Кристи, бельгийский детектив, главный герой 33 романов и 51 рассказа, написанных между 1920 и 1975 годами, и поставленных по ним фильмов, телесериалов, театральных и радиопостановок.

Пуаро небольшого роста, с яйцеобразной головой, чёрными волосами, которые с возрастом он начинает красить, «кошачьими глазами», строго ухоженными одеждой, обувью (лакированными кожаными туфлями) и усами, являющимися предметом его гордости. Манера Пуаро одеваться с годами оказывается устаревшей. Пуаро всегда держит свое жилище в чистоте. В его доме царит идеальный порядок, и все стоит на своих местах. Эта почти маниакальная страсть к порядку помогает ему и в раскрытии преступлений. Пуаро очень пунктуален, носит с собой карманные часы. Он всегда придерживается строго определённого баланса в банковском счёте - 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.

Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, иногда даже с театральными элементами. Именно поэтому он никогда не посвящает в свои выводы ни капитана Гастингса, ни инспектора Джеппа, а оставляет все подробности и решение очередной головоломки на "последний акт".

 
 

Раскрывая в процессе расследования семейные драмы и любовные тайны, даже некоторые незначительные преступления, он делает их достоянием общественности только по крайней необходимости.

За всё время проживания в Англии Пуаро ни разу не интересовался женщинами. Он сам говорил, что женщины его слабость, но он не влюблялся ни в кого. Сыщик влюбился лишь однажды в Бельгии, когда был молодым и работал в полиции, но этот роман не был удачным.

Пуаро владеет чистым английским языком, но иногда говорит с сильным акцентом. Он объясняет это в романе «Трагедия в трёх актах»: когда он говорит с сильным акцентом, все начинают думать, что это простой иностранец, который даже не умеет говорить на английском, и не обращают на него внимания. Это помогает Пуаро поймать убийцу, не спугнув его.

Пуаро - бельгийский эмигрант, бывший полицейский. Это послужило объяснением в первой книге о нём «Таинственное происшествие в Стайлз», почему такой опытный детектив без работы находится в сельской местности - ведь Бельгия во время действия и написания романа была оккупирована Германией. Агата Кристи писала в своей «Автобиографии», что в городе Торки, где она жила, было много бельгийских эмигрантов.

Некоторое время Пуаро работал как частный детектив и держал свое детективное агентство, где работала мисс Лемон. Действие многих романов начинается именно там. Последние дела Пуаро, в описании которых фигурирует детективное агентство, опубликованы в сборнике «Подвиги Геракла». В последующих произведениях детективное агентство не упоминается. Однако Пуаро всё равно выступает именно как профессиональный частный детектив, а не как любитель.

Ещё в 1930 году Агата Кристи назвала Пуаро «невыносимым», а в 1960 «мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным». Но читатели любили его, и Кристи не покидала персонаж, считая это своей обязанностью перед ними. Пуаро умирает только за год до смерти Агаты Кристи в романе «Занавес», опубликованном в 1975 году. Действие проходит в Стайлзе, там же где началась его триумфальная карьера в Англии. Эркюль Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, на которого был предоставлен некролог на первой странице «Нью-Йорк Таймс»: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».
На данное время права на персонаж принадлежат внуку писательницы Мэтью Притчарду.

Полковник Рейс
Полковник Рейс (англ. Colonel Race) - вымышленный персонаж романов Агаты Кристи. Рейс - очень умный экс-агент Британской разведки, он ездит по миру в поисках международных преступников. Он является сотрудником отдела шпионажа MI5. Это высокий, хорошо сложенный, загорелый мужчина. Появляется в четырех романах Агаты Кристи. Впервые он появляется в романе «Человек в коричневом костюме», шпионском детективе, события которого разворачиваются в Южной Африке. Он также появятся в двух романах о Эркюле Пуаро «Карты на стол» и «Смерть на Ниле», где помогает Пуаро в его расследовании. Позже он появляется в романе 1944 года «Сверкающий цианид», где расследует убийство своего старого друга. В этом романе Рейс уже достиг преклонного возраста. В 1978 году в фильме Смерть на Ниле полковника Рейса сыграл Дэвид Нивен.

Суперинтендант Баттл
Суперинтендант Баттл (англ. Superintendent Battle). Вымышленный сыщик, герой пяти романов Агаты Кристи. Баттлу поручаются щепетильные дела, связанные с тайными обществами и организациями, а также дела, затрагивающие интересы государства и государственную тайну. Суперинтендант - весьма успешный сотрудник Скотланд-Ярда, он культурный и интеллигентный полицейский, редко показывающий свои эмоции. Кристи мало о нем рассказывает, так остается неизвестным имя Баттла. О семье Баттла известно, что его жену зовут Мэри, и что у них пятеро детей.

Паркер Пайн
Паркер Пайн (англ. Parker Pyne). Герой 12 рассказов, вошедших в сборник «Расследует Паркер Пайн», а также частично в сборники «Тайна Регаты и другие рассказы» и «Хлопоты в Польенсе и другие истории». Серия о Паркере Пайне это не детективная проза в общепринятом понимании. В основе сюжета, обычно, лежит не преступление, а история клиентов Пайна, которые по разным причинам недовольны своей жизнью. Именно эти недовольства и приводят клиентов в агентство Пайна. В этой серии произведений впервые появляется Мисс Лемон, которая оставит работу у Пайна, чтобы устроиться секретарем к Эркюлю Пуаро.

Томми и Таппенс Бересфорд
Томми и Таппенс Бересфорд (англ. Tommy and Tuppence Beresford). Полные имена Томас Бересфорд и Пруденс Каули - молодая семейная пара детективов-любителей, впервые появляющаяся в романе «Таинственный противник» 1922 года, еще не женатыми. Они начинают свою жизнь с шантажа (ради денег и из интереса), но вскоре обнаруживают, что частный сыск приносит больше денег и удовольствий. В 1929 году Таппенс и Томи появляются в сборнике рассказов «Партнёры по преступлению», в 1941 году в «Н или М?», в 1968 году в «Щёлкни пальцем только раз», и в последний раз в романе «Врата судьбы» 1973 года, который стал последним написанным романом Агаты Кристи, хотя и не последним опубликованным. В отличии от остальных сыщиков Агаты Кристи, Томми и Таппенс стареют вместе с реальным миром и с каждым последующим романом. Так, к последнему роману, где они появляются, им под семьдесят.

 
 


Эркюль Пуаро . Актор Дэвид Суше


Экрюль Пуаро и мисс Лемон
Акторы Дэвид Суше и Полин Моран


Мисс Марпл "Карибская тайна" 1989 в роли Джоан Хиксон
 
 


Агата Кристи

Агата Кристи - голос из чулана

Внук знаменитой писательницы Агаты Кристи Мэтью Причард обнародовал аудиозапись интервью своей бабушки. Материал разместился на 27 кассетах, которые автор детективных романов использовала в работе над своими произведениями. Однако владелец уникальных пленок представил публике лишь часть обнаруженных записей, содержащих откровения его великой бабушки. Причард заинтриговал поклонников писательницы, отметив, что не намерен полностью публиковать материал.

Пленки с голосом Агаты Кристи были обнаружены в кладовке в доме писательницы «Гринвэй» в Гэлмптоне. Коллекция аудиоинтервью пролежала в таком виде более 40 лет.

Открытие сделал ее внук Мэтью Причард во время уборки в чулане. По его словам, 27 аудиокассет с интервью британской писательницы он обнаружил давно, однако не имел возможности ознакомиться с их содержанием из-за неполадок в магнитофоне.

После того, как материал был прослушан, Причард решил обнародовать информацию о своей находке. Специалистам удалось установить, что голос на пленке действительно принадлежит Агате Кристи. Проведенная экспертиза также показала, что материалы были архивированы приблизительно в 60-х годах прошлого века. Пленки, на которых легендарная детективщица рассказывает о своей жизни и творчестве, представляют собой ценный автобиографический материал.

Специалисты, которым поручили ознакомиться с найденными записями, отметили, что они, в отличие от изданных биографий, более детально отражают внутренний мир Агаты Кристи. Аудиоколлекция должна была помочь в создании книги о жизни и творчестве писательницы. Однако, несмотря на существование обширного аудиоархива, кассеты долгое время оставались без внимания. Сама книга была выпущена посмертно в 1977 году.

 
 

Пленки содержат рассказы Агаты Кристи о военных событиях, о ее путешествии по Ближнему Востоку со своим вторым мужем Максимилианом Мэллоуном и, конечно, о героях ее знаменитых романов.

В одном из интервью писательница уточняет, почему Эркюлю Пуаро и Мисс Марпл так и не суждено было встретиться. Агата Кристи замечает в интервью, что этот вопрос всегда интересовал ее поклонников, но, по ее личному убеждению, сами герои не имели желания очного свидания.

«Эркюль Пуаро был эгоцентричным героем и совсем бы не хотел, чтобы в его дела вмешивались посторонние. Для него было бы неприемлемо, если бы ему давала советы пожилая незамужняя женщина».

Что касается истории легендарного персонажа Мисс Марпл, Кристи дает решительный ответ, что прототипом этой героини является вовсе не ее бабушка, как считают многие.

По словам литератора, Марпл - скорее собирательный образ пожилой леди.

«Мисс Марпл скорее напоминает подружек бабушки, которых я могла встречать в частном отеле на юге Кенсингтона».

Однако сходные черты между героиней и родственницей Агаты Кристи все же есть. «Им с точностью удавалось доказывать свою правоту. Бабушка имела веселый нрав, но, несмотря на это, она была очень подозрительной к другим людям», - рассказывает писательница.

В интервью Кристи отмечает, что в ее намерения не входило создание «кочующего» из книги в книгу персонажа. Но все же мисс Марпл зажила собственной жизнью и стала одним из центральных героев романов. Тогда, по признанию «королевы» детективов, она не подозревала, что Марпл может стать достойной соперницей Пуаро.

Ко всеобщему разочарованию, обнаруженные пленки не проливают свет на историю, связанную с исчезновением писательницы после разлада с первым мужем.

Внук писательницы отметил, что снова услышать голос бабушки показалось ему "довольно сверхъестественным". Он также сообщил, что монологи Агаты Кристи имеют интимный и отчасти сумбурный характер. В связи с этим, он решил не публиковать материал полностью.

Пленки свидетельствуют о том, что Агата Кристи говорила высоким размеренным голосом с безупречным английским акцентом того времени.

Мэттью Причарду так же принадлежит часть авторских прав на произведения Агаты Кристи.

О своем уникальном открытии Мэтью решил сообщить в день рождения своей бабушки, которой 15 сентября 2008 года исполнилось бы 118 лет.

Детективные романы Агаты Кристи входят в число лучших образцов литературы этого жанра. Оригинальные книги великой писательницы, опубликованные на английском языке, проданы тиражом свыше 1 млрд экземпляров.
Источник: vz.ru

 

Агата Кристи - фото


Агата Кристи и Макс Маллоуэн


Агата Кристи


Агата Кристи и Макс Маллоуэн


Агата Кристи


С мужем Максом Мэллоуэном, конец 50-х


Агата Кристи
 
ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА
 
Copyright © 2012-2017     You-woman.com